ISSN 0130-0083
En Ru
ISSN 0130-0083
«Послания, дарованные нам с небес, адресованы не только христианам»: роль евреев в экуменическом проекте тысячелетнего царства пуританского теолога Коттона Мезера (первая четверть XVIII в.)

«Послания, дарованные нам с небес, адресованы не только христианам»: роль евреев в экуменическом проекте тысячелетнего царства пуританского теолога Коттона Мезера (первая четверть XVIII в.)

Аннотация

Еврейские иммигранты, начавшие активно переселяться в колонии Новой Англии в XVIII в., вызывали к себе немалый интерес со стороны пуританского населения — потомков основателей колоний, отождествлявших себя с древними евреями и считавшими себя новым богоизбранным народом, прибывшим в Америку с особой миссией. Мессианский дух первых поселенцев сопровождался крайней нетерпимостью в отношении тех, кто не разделял пуританскую доктрину, в том числе и евреев. Однако в результате масштабных перемен в системе колониального управления британской Америкой на рубеже XVII–XVIII вв. и последовавших изменений в духовном и интеллектуальном климате новоанглийских колоний произошла существенная трансформация мировоззренческих представлений новоанглийских пуритан, особенно в вопросах веротерпимости, взаимодействия с представителями других направлений протестантизма, форм и методов «обращения к истинной вере». Это заставило ведущих пуританских священнослужителей начать поиск способа вернуть интерес прихожан к религии. Одним из таких способов был избран милленаризм — вера в скорое наступление Тысячелетнего царства. Воплотить идеи милленаризма на практике попытался один из ведущих пуританских теологов своего времени Коттон Мезер. Он представляет милленаризм как экуменический проект, способный объединить представителей различных конфессий. Определение пуританских колонистов в качестве богоизбранного народа формировало особое отношение к иудеям. В статье особое внимание уделяется теологическим работам Коттона Мезера, посвященным евреям Новой Англии, в которых ярко проявились его милленаристские взгляды. Хотя труды К. Мезера, как и его миссионерская деятельность среди иудеев, не принесли ожидаемого результата, они позволили наладить контакты между протестантскими священнослужителями Америки, Великобритании и континентальной Европы. Пуританским священнослужителям Новой Англии необходимы были иные способы, чтобы добиваться религиозного обновления и обращения, которые вскоре будут активно использоваться во время Первого «Великого Пробуждения» второй трети XVIII в.

Литература

Адамова Н.Э. Истоки идеи «исключительности» колоний Новой Англии в европейских мифах и утопиях XVI–XVII вв. // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени СПбГУ. 2010. № 4. С. 13–28.

Адамова Н.Э. Преодоление кризиса идентичности в сочинениях английских эмигрантов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. 2015. Вып. 1. С. 29–34.

Волкова Е.С., Хрулёва И.Ю. Формирование Британской системы колониального управления на примере Массачусетса последней четверти XVII — начала XVIII вв. // Вестник Московского университета. Серия 21: управление (государство и общество). 2017. № 2. С. 68–87.

Покровский Н.Е. Ранняя американская философия. Пуританизм. М.: Высшая школа, 1989. 245 с.

Хрулёва И.Ю. «Ни наше гражданское состояние, ни наш церковный строй никогда не будут прежними»: событий Славной революции 1688– 1689 гг. в колониях Новой Англии // Электронный научно-образовательный журнал. История. 2021. Т. 12. Вып. 1(99).

Хрулёва И.Ю. «Образ идеального правителя»: эволюция представлений о власти в политической доктрине новоанглийского пуританизма XVII– XVIII вв. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2. История. 2021. Т. 99 № 2. С. 9–35.

Хрулёва И.Ю., Волкова Е.С. Разум и вера: взгляды Коттона Мезера на взаимоотношение научного знания и религии // Вестник РУДН. Серия Все- общая история. 2012. № 2. С. 32–45.

Benz E. Ecumenical Relations between Boston Puritanism and German Pietism: Cotton Mather and August Franke // The Harvard Theological Review. 1961. Vol. 54. N 3. P. 159–193.

Bertcovitch S. Typology in Puritan New England: the Williams-Cotton Controversy Reassessed // American Quarterly. 1967. Summer. Vol. 19. N. 2. Part 1. P. 166–191.

Bertcovitch S. New England Epic: Cotton Mather’s Magnalia Christi Americana // English Literary History. 1966. Vol. 33. N 3. P. 337–350.

Case J. The Millennial Hope; A Phase of War-time Thinking. Chicago: University of Chicago Press, 1918. 272 p.

Crouse N. Causes of the Great Migration 1630–1640 // The New England Quarterly. 1932. Vol. 5. N 1. P. 3–36.

Diner H. The Jews of the United States, 1654 to 2000. Berkeley: University of California Press, 2006. 447 p.

Ernstine G.E. A Precursor of Christ or a Jewish Impostor? // The Journal of Ecclesiastical History. 1987. Vol. 38. N 4. P. 109–124.

Friedman L. Cotton Mather and The Jews // Publications of the American Jewish Historical Society. 1918. N 26. P. 201–210.

Gershom S. Sabbatai Sevi: The Mystical Messiah: 1626–1676. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1973. 1010 p.

Hall M. Magnalia Christi Americana Review // The New England Quarterly. 1978. Vol. 51. N 1. P. 119–120.

Hall M. The Last American Puritan: The Life of Increase Mather. Middletown (Conn.): Wesleyan University Press, 1988. 458p.

Hertzer A. The Jews in America: Four Centuries of an Uneasy Encounter: A History. New York: Columbia University Press, 1997. 417 p.

Hunher L. The Jews of New England prior to 1800 // Publications of the American Jewish Historical Society. 1903. Vol. 2. P. 75–99.

Kennedy R. The First American Evangelical: A Short Life of Cotton Mather. Grand Rapids (Mich.): William B. Eerdmans Publishing, 2015. 176 p.

Lee M. American Millenarianism and Violence: Origins and Expression // Journal for the Study of Radicalism. 2007. Vol. 1. N 12. P. 107–127.

Levin D. Hazing of Cotton Mather: The Creation of Biographical Personality // The New England Quarterly. 1963. Vol. 36. N 2. P. 147–171.

McGiffert M. American Puritan Studies in 1960s // The William and Mary Quarterly: 3rd Ser. January 1970. Vol. 27. N 1. P. 36–67.

Miller P. Errand into the Wilderness. Cambridge (Mass.): Belknap Press of Harvard University Press, 1956. 244 p.

Miller P. The New England Mind. The Seventeenth Century. Cambridge (Mass.): Belknap Press of Harvard University Press, 1982. 528 p.

Reiss O. The Jews in Colonial America. London: McFarland and Co, 2004. 254 p.

Sarna J.D., Smith E., Kosofsky S. The Jews of Boston. New Heaven: Yale University Press, 2005. 384 p.

Silverman K. The Life and Times of Cotton Mather. New York: Harper & Row, 1984. 497 p.

Smolinski R. Israel Revividus: The Eschatological Limits of Puritan Typology in New England // The New England Quarterly. 1990. Vol. 63. N 3. P. 357–395.

Splitter W. The Fact and Fiction of Cotton Mather’s Correspondence with German Pietist August Hermann Franke // The New England Quarterly. 2010. Vol. 83. N 1. P. 102–122.

Stanley B. Christian Missions and Enlightenment. Grand Rapids (Mich.):

William B. Eerdmans, 2001. 246 p.

Talmon Y. Millenarian Movements // European Journal of Sociology. 1995. Vol. 7. N 2. P. 159–200.

Typology and Early American Literature / Ed. by S. Bercovitch. Cambridge (Mass.): The University of Massachusets Press, 1972. 340 p.

Werking R. Cotton Mather and Salem Witchcraft // The William and Mary Quarterly. 1972. Vol. 29. N 2. P. 280–296.

Wessinger C. The Oxford Handbook of Millennialism. New York: Oxford University Press, 2016. 768 p.

Wilson M. Our Father Abraham: Jewish Roots of the Christian Faith. Dayton: William B. Eerdmans, 1989. 395 p

Скачать в формате PDF

Поступила: 14.08.2022

Дата публикации в журнале: 28.08.2022

Ключевые слова: новоанглийский пуританизм; Коттон Мезер; милленаризм; пуританская типология; ранняя американская история; мессианство

Доступно в on-line версии с: 30.10.2022

Для цитирования статьи:
Номер 5, 2022