ISSN 0130-0083
En Ru
ISSN 0130-0083
Интерпретации картины И.Н. Крамского «Христос в пустыне»

Интерпретации картины И.Н. Крамского «Христос в пустыне»

Аннотация

Долгое время при изучении характера русской живописи второй половины XIX в. она искусственно отрывалась от православной христианской основы, религиозность же представлялась своего рода метафорой со знаком «минус», а не как научная проблема, требующая пристального анализа. Христианское мироощущение в век скептицизма, дарвинизма и позитивизма, несмотря на усиливавшуюся секуляризацию, не было вытеснено из сознания человека второй половины позапрошлого столетия, а перешло на новый качественный уровень. Свидетельством тому является не только творчество многих русских писателей, но и наследие художников-передвижников Перова, Ге, Крамского, Репина, Сурикова, Ярошенко и других мастеров второй половины XIX в., увлеченных разработкой новых смыслов и новых форм пластического выражения. Сегодня уже очевидно, что в целом ряде живописных произведений той поры христианство выступает в качестве цементирующего фундамента, или основы жизнеустройства, Христос предстает реальной исторической личностью, давшей организацию духовной жизни на земле. Названные проблемы вычитываются из живописных произведений выдающихся мастеров этого времени, из переписки и критических рецензий. Для художественной культуры второй половины XIX столетия они имеют первостепенное, стержневое значение. Глубокая неоднозначность картины И.Н. Крамского «Христос в пустыни» (1872) позволяет и допускает весьма противоречивое толкование. Его очень схематично можно выразить в двух словах — от Христа или ко Христу. Интерпретации картины, данные самим автором полотна, на протяжении многих десятилетий привлекали искусствоведов. Размышления художника о христианстве и его попытки переосмысления традиционных положений, рождение нового взгляда, колебания и сомнения, чередование исторического и религиозно-мистического — всё это содержится в его богатейшей переписке. Умозаключения, сделанные писателями, художниками, коллекционерами, наконец, критиками отражают важные духовные процессы, которые происходили в умах и сердцах современников художника. А исследования историков искусства помогают проникнуть глубже в развитие художественного самосознания эпохи.

Литература

Вагнер Г.К. В поисках истины. Религиозно-философские искания русских художников, середина XIX — начало ХХ века. М.: РИП-холдинг, 1993. 189 с.

Вагнер Г.К. Об истолковании картины И.Н. Крамского «Христос в пустыне» // Вопросы искусствознания. 1995. № 1-2. С. 408–430.

Гольдштейн С.Н. Иван Николаевич Крамской. Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1965. 439 с.

Москалюк М.В. Русская живопись второй половины XIX века: идеал и реальность. Красноярск: Красноярский краевой науч.-учебный центр кадров культуры, 2008. 195 с.

Николай Ге: Вектор судьбы и творчества / Материалы международной научной конференции. Архивные публикации. М. : Гос. институт искусствознания, 2014. 399 с.

Попов С.В. Религиозное творчество позднего Ге как практика богоискательства // Искусствознание. 2002. № 1. С. 386–414.

Поспелов Г.Г. Русское искусство XIX века: вопросы понимания времени. Очерки. М. : Искусство, 1997. 287 с.

Русский путь: от Дионисия до Малевича. Шедевры из собрания Третьяковской галереи и музеев России: каталог выставки в Музеях Ватикана 20 ноября 2018 — 16 февраля 2019 / Науч. ред. Н.Н. Шередега, Т.В. Юденкова. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2018. 278 с.

Сарабьянов Д.В. Русская живопись. Пробуждение памяти. М.: Журнал «Искусствознание», 1998. 431 с.

Стернин Г.Ю. Между «идеей» и «почвой». К вопросу о русском художественном самосознании 1870–1880-х годов // Вопросы искусствознания. 1993. № 4. С. 108–122.

Стернин Г.Ю. Христианское и языческое в творчестве Репина // Вопросы искусствознания. 1995. № 1-2. С. 353–368.

Юденкова Т.В. Еще раз о картине И.Н. Крамского «Христос в пустыне» // Вопросы искусствознания: журнал по истории и теории искусств. 1997. XI (№ 2). С. 465–475.

Юденкова Т.В. Взгляд на бытовой жанр 1860-х в свете христианских идеалов // Память как объект и инструмент искусствознания. Сборник статей. М.: Гос. институт искусствознания, 2016. С. 216–228.

Юденкова Т.В. «Сгущенная реальность» или «бессловесная глубь» русского искусства 1860–1890-х: от позитивизма к метафизике // Русский путь: от Дионисия до Малевича. Шедевры из собрания Третьяковской галереи и музеев России: каталог выставки в Музеях Ватикана 20 ноября 2018 — 16 февраля 2019 / Науч. ред. Н.Н. Шередега, Т.В. Юденкова. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2018. С. 29–57.

Скачать в формате PDF

Поступила: 06.10.2022

Дата публикации в журнале: 28.12.2022

Ключевые слова: христианское мироощущение художника; искусство второй половины XIX в.; Товарищество передвижников; образ Христа в русской живописи; Ф.М. Достоевский; И.А. Гончаров

Доступно в on-line версии с: 28.12.2022

Для цитирования статьи:
Номер 6, 2022