ISSN 0130-0083
En Ru
ISSN 0130-0083
Коллекция И.А. Морозова: русский контекст и пути русского искусства

Коллекция И.А. Морозова: русский контекст и пути русского искусства

Аннотация

В истории русской художественной культуры Иван Морозов занял место одного из ведущих коллекционеров современного французского и русского искусства. Влияние его коллекции на дальнейшие пути развития русского искусства, прежде всего на поколение молодых авангардистов, сегодня трудно переоценить. Тем не менее, осознание значимости коллекции и роли коллекционера в истории российской культуры проходило крайне медленно. Период фактического погружения И.А. Морозова в европейский художественный рынок длился около десяти лет, с 1903 г. Он начал со «спокойных» импрессионистических полотен, а завершил знаменательными приобретениями 1913 г. — двумя произведениями П. Пикассо. Собирание И.А. Морозовым главных произведений французского нового искусства развивалось в обстоятельствах отторжения этой живописи подавляющим большинством общественности. Современное европейское искусство в России воспринималось как результат упадка и вырождения. В этих условиях пропаганда живописи импрессионистов, постимпрессионистов, кубистов, фовистов, немецких экспрессионистов и т.д. на рубеже XIX–XX вв. представлялась весьма актуальной. В нее активно включились художественные журналы, они же оказали влияние и на развитие коллекционирования в России. На период 1906–1912 гг. приходится наиболее активная фаза коллекционирования Морозовым французских авангардистов, называемых сегодня постимпрессионистами, которые и оказали самое непосредственное влияние на судьбы русского радикального искусства. В эти же годы Морозов совершает ряд приобретений русского искусства, важных для его будущего развития: от произведений нежносимволистских представителей объединения «Голубая Роза» до наивнопримитивистских картин Ларионова и Гончаровой. В коллекции Морозова картины русских художников превосходили по численности произведения французских почти в два раза. Тем не менее, ему удалось продемонстрировать уже в 1910-х гг. диалог искусства двух стран. Не менее важными сегодня представляются проблемы влияний морозовской коллекции на отечественную живопись, — влияний, связанных в том числе с ее доступностью для художников.

Литература

Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых. Путеводитель по выставке. М.: ABCdesign, 2022. 159 с.

Доронченков И.А. Пикассо в России в 1910-е — начале 1920-х годов. К истории восприятия // Пикассо сегодня: коллективная монография. М.: Прогресс-Традиция, 2016. С. 106–150.

Доронченков И. «…почва … для вечного движения вперед». Как в Рос- сии понимали и не понимали импрессионизм // Импрессионизм в авангарде. Каталог выставки. М.: Музей русского импрессионизма, 2018. 215 c.

Маковский С. Французские художники из собрания И.А. Морозова // Аполлон. 1912. № 3–4. С. 5–16.

Муратов П. О живописи // Перевал. Журнал свободной мысли. 1907. № 5. С. 40–44.

Петухов А. Иван Морозов на парижских салонах начала ХХ века. История коллекции. М.: СканРус, 2022. 104 с.

Семенова Н. Братья Морозовы. Коллекционеры, которые не торгуются? М.: Слово/Slovo, 2019. 336 с.

Семенова Н. Михаил и Иван Морозовы. Коллекции. М.: Слово/Slovo, 2018. 638 c.

Собрание Морозовых. Шедевры живописи. Каталог выставки / Автор и составитель А. Балдассари. Париж: Фонд Louis Vuitton, 2021. 524 с.

Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900–1910-х годов. М.: Искусство, 1988. 285 с.

Терновец Б.Н. И.А. Морозов. Собиратели и антиквары прошлого // Среди коллекционеров. 1921. № 10.

Тугенхольд Я. Французское искусство и его представители: сборник статей. СПб.: Просвещение, 1911. 350 с.

Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М.: Искусство, 1970. 328 с.

Эфрос А. Человек с поправкой. Памяти И.А. Морозова // Среди коллекционеров. 1920. № 10. С. 1–4.

Юденкова Т.В. Михаил и Иван Морозовы — коллекционеры русского искусства // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2023. №.6. С. 171–190.

Яворская Н.В. История Государственного музея нового западного искусства (Москва). 1918–1948. М.: ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2012. 480 с.

The Morozov collection: Icons of Modеrn Art. Exhibition catalogue / Ed. By Anne Baldassari. Paris: Gallimard; Foundation Louis Vuitton, 2021. 524 p.

Скачать в формате PDF

Поступила: 30.04.2024

Дата публикации в журнале: 30.03.2025

Ключевые слова: московские коллекционеры, новейшая французская живопись, русская живопись рубежа XIX–ХХ веков, история коллекциони- рования, диалог французского и русского искусства, авангард

Доступно в on-line версии с: 30.03.2025

Для цитирования статьи:
Номер 4, 2024