ISSN 0130-0083
En Ru
ISSN 0130-0083
Иконография «явления Будды Амиды» в японской скульптуреXI–XIII вв.: источники, формирование, типология

Иконография «явления Будды Амиды» в японской скульптуреXI–XIII вв.: источники, формирование, типология

Аннотация

В статье систематизированы источники, религиозный контекст и художественные особенности иконографии «Явления будды Амиды» в японской скульптуре периодов Хэйан (794–1185) и начала Камакура (1185–1333). Это, с одной стороны, позволяет понять, из каких элементов текстовой и визуальной культуры складывается иконография «Явления будды Амиды» именно в скульптуре — данный вопрос до сих пор не становился предметом специального исследования. С другой стороны, заполняется пробел в историографии на русском языке, посвященной этому важнейшему для Японии типу памятников. На сложение иконографии как в живописи, так и в скульптуре безусловно повлияли доктринальные тексты сутр, но не сами по себе, а скорее в интерпретации китайских и японских учителей, в особенности Гэнсина. Помимо текстовых источников был важен и визуальный опыт: выразительность такого приема в живописи, как облако, на котором изображались будда и бодхисаттвы, по всей видимости, заставила скульпторов попробовать воплотить его и в дереве. Очевидно, авторитетность уже существовавшей иконографии будды Амиды школы Тэндай несколько тормозила изменения главной фигуры. Возможно, необходимость крепления веревки к рукам или руке статуи способствовала появлению жеста встречи (указательный и большой палец соединены «в колечко»). Бодхисаттвы, окружающие будду, как в живописи, так и в скульптуре обретают выразительные позы и атрибуты, которые воздействуют на зрителя, заставляют его ощутить чудесное явление высших сил. Следующий после Гэнсина важнейший проповедник веры в будду Амиду, Хонэн, подчеркивал, что будду следует изображать стоящим — это означает его готовность прийти на помощь. В XIII в. именно этот тип становится наиболее распространенным. Немаловажную роль сыграл скульптор Кайкэй, который впервые сконструировав стоящую триаду по китайскому свитку, создал затем множество отдельно стоящих фигур Амиды и триад, ставших классическими и воспроизводившихся еще многие века.

Литература

Друзь В.А. Искусство Японии. Путеводитель по постоянной экспозиции. М.: Государственный музей Востока, 2011. 240 с.

Есипова М.В. Музыка двадцати пяти бодхисаттв (музыкальный аспект японской амидаистской живописи райго:дзу) // История и культура традиционной Японии 6 / Ответственный редактор А.Н. Мещеряков. М.: Наталис, 2013. С. 160–186.

Кужель Ю.Л. XII веков японской скульптуры. М.: Прогресс-Традиция, 2017. 496 с.

Кужель Ю.Л.. Иконография Шакьямуни и Амитабха в японском искусстве. — URL: http://japanstudies.ru/index.php?option=com_ content&task=view&id=557 (дата обращения:12.03.2022)

Самосюк К.Ф. Буддийская живопись из Хара-Хото XII–XIV вв.: Коллекция П.К. Козлова. Дис. ... доктора иск. М.: Государственный институт искусствознания, 2006. 302 с.

Трубникова Н.Н. Знаменитые монахи XII в.: Монгаку, Сайгё:, Тё:гэн, Какукай: — URL: http://trubnikovann.narod.ru/Heian24.htm (дата обращения:12.03.2022)

Трубникова Н.Н. Почитание «Чистой земли» в XI–XII вв. — URL: http:// trubnikovann.narod.ru/Heian20.htm (дата обращения:12.03.2022)

Трубникова Н.Н. Почитание будды Амида и его «Чистой Земли». — URL: http://trubnikovann.narod.ru/Heian14.htm (дата обращения:12.03.2022)

Трубникова Н.Н., Бачурин А.С. История религий Японии IX–XII вв. М.: Наталис, 2009. 560 с.

Bryant G.Ch. Th e Mukaekō of Taimadera: A Case of Salvation Re-enacted // Cahiers d’Extrême-Asie. Mémorial Anna Seidel. Religions traditionnelles d’Asie orientale. Tome I. 1995. N 8. P. 325–334.

Bryant G.F.Ch. Kuhon ojozu: Paintings of the nine grades of birth. Context and interpretation. Los Angeles: University of California, ProQuest Dissertations Publishing, 1995. 258 p.

Ducor J., Loveday H. Le sutra des contemplations du Buddha Vie-Infinie: essai d’interprétation textuelle et iconographique. Turnhout (Belgium): Brepols, 2011. 466 p.

Jō ji Okazaki. Pure Land Buddhist Painting (Japanese Arts Library. Vol. 43) / Trans. by E. Ten Grotenhuis. Tokyo; New York: Kodansha International, 1977. 201 p. Kanda F.C. Hōnen’s Senchaku Doctrine and His Artistic Agenda // Japanese Journal of Religious Studies. Vol. 31. N 1. Nanzan University, 2004. P. 3–27.

Kanda F.C. Th e development of Amida Raigō painting: style, concept, and landscape. New Haven: Yale University, ProQuest Dissertations Publishing, 2002.

Schopen G. Sukhāvatī as a Generalized Religious Goal // Figments and Fragments of Mahāyāna Buddhism in India: More Collected Papers. University of Hawai‘i Press, 2005. P. 154–189.

Stanley-Baker J. Japanese art. 3d ed. London: Thames & Hudson, 2014. 240 p. 中野 玄三 [Накано Гэндзо]. 来迎図の美術 [Искусство райго:дзу]. 京都 [Киото]: 同朋舎 [Дохоша], 2013. 103 с.

中野 玄三 [Накано Гэндзо]. 藤原彫刻 [Скульптура периода Фудзива- ра] // 日本の美術 [Искусство Японии]. N 50. 東京 [Токио]: 至文堂 [Сибун- до], 1970. 108 с. — URL: https://kunishitei.bunka.go.jp/heritage/detail/201/10405 

浜田隆 [Хамада Такаси]. 来迎図 [Явления будды Амиды] // 日本の美 術 [Искусство Японии]. N 273. 東京 [Токио]: 至文堂 [Сибундо], 1989. 102 с.

Скачать в формате PDF

Поступила: 17.03.2022

Дата публикации в журнале: 28.10.2022

Ключевые слова: Амида; искусство Японии; скульптура Японии; теофания; Кайкэй; райго; амидаизм

Доступно в on-line версии с: 28.10.2022

Для цитирования статьи:
Номер 5, 2022