ISSN 0130-0083
En Ru
ISSN 0130-0083
Законодательное регулирование critical race theory и политика памяти в США

Законодательное регулирование critical race theory и политика памяти в США

Аннотация

В последние годы в американской политической и общественной жизни активно обсуждались проблемы, связанные с образованием, в первую очередь школьным. Особое внимание привлекала и привлекает по сей день так называемая критическая теория расы (КТР) (Critical Race Theory), преподавание которой в школах вызвало бурное возмущение консервативных американцев. На практике те элементы образовательных программ, которые обсуждались наиболее активно, мало связаны с критической теорией расы как таковой, но в популярном дискурсе термин успел приобрести значение, не имеющее практически ничего общего с академическим контекстом. Результатом этого обсуждения стала волна законопроектов, предложенных на рассмотрение легислатурам практически всех штатов консервативными политиками-республиканцами. Хотя далеко не все из этих проектов были в итоге приняты, во многих штатах новые «запреты КТР» уже действуют. Помимо практических аспектов организации образования, при обсуждении КТР именно восприятие истории стало ключевым идеологическим водоразделом между сторонниками и противниками нового законодательства. Сама дискуссия началась в русле обсуждения истории США в целом. Отправной точкой стала реакция администрации президента Д. Трампа на публикацию “New York Times” «Проекта 1619» — сборника эссе об истории «черной» Америки. С точки зрения Трампа и его администрации, речь шла о фальсификации истории, ревизионизме, для борьбы с которыми был предпринят ряд мероприятий на федеральном уровне. Хотя после вступления в должность президента Дж. Байдена все этим меры были отменены, противоречия в восприятии истории между консервативными республиканцами и демократами проявились вновь, на сей раз на уровне штатов в форме попыток законодательного запрета КТР. В данной статье рассматриваются процесс формирования этих новых законов, их характерные общие черты, а также связь борьбы с КТР с проблемами исторической памяти и политики памяти в США в целом и развития «низового» консервативного активизма в частности.

Литература

Бондаренко Д.М. Репрезентации рабства и Гражданской войны 1861–1865 гг. на Севере и Юге США: Расхождение исторических дискурсов // Диалог со временем. 2021. № 75. С. 143–157.

Травкина Н.М. Ожившая история США: гражд анская война памятников // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. Т. 11. № 2. С. 12–29.

Crenshaw K., Gotanda N., Peller G., Thomas K. (eds). Critical Race Theory: The Key Writings That Formed the Movement. New York: The New Press, 1995. 494 p.

Delgado R., Stefancic J. Critical Race Th eory: An Introduction. New York: New York University Press, 2017. xxiii, 199 p.

Gillborn D., Dixon A.D., Ladson-Billings G., Parker L., Rollock N., War mington P. (eds.). Critical Race Th eory in Education. Vol. 1–4. London: Routle dge, 2018. 1790 p.

Kelly D.J. et al. Th ree-month-olds, but not newborns, prefer own-race faces // Developmental science. 2005. Vol. 8 (6). P. F31–F36

Скачать в формате PDF

Поступила: 07.08.2022

Дата публикации в журнале: 28.10.2022

Ключевые слова: межрасовые отношения; история «черной» Америки; школьное образование в США; Дональд Трамп; идеологическая поляризация; законодательная кампания

Доступно в on-line версии с: 28.10.2022

Для цитирования статьи:
Номер 5, 2022