ISSN 0130-0083
En Ru
ISSN 0130-0083
Организация водоснабжения на Транссибирской магистрали в конце XIX — начале XX в.

Организация водоснабжения на Транссибирской магистрали в конце XIX — начале XX в.

Аннотация

Строительство Транссибирской железной дороги, наиболее масштабного инфраструктурного проекта Российской империи, сопровождалось решением целого ряда задач, связанных с обеспечением нормальной эксплуатации этой магистрали. Одной из таких задач являлось обеспечение Транссиба водой, пригодной по своим характеристикам для использования как в производственных, так и хозяйственно-бытовых целях. В условиях дефицита времени, ограниченного финансирования и с учетом особенностей природно-географических характеристик территории приходилось искать способы организации водоснабжения, которые требовали новых технических решений. Различные аспекты этой проблемы не получили достаточного освещения в научных публикациях, но, безусловно, представляют интерес для исследователей. Строительству железнодорожных водопроводов предшествовал, как правило, этап гидрологических исследований, в ходе которых определялись наиболее удобные источники воды для каждой станции, ее свойства, маршруты прокладки коммуникаций. Дополнительные сложности возникали нередко по той причине, что при определении местоположения станций вдоль магистрали окончательного заключения о возможностях и источниках воды еще не было, исследования территории продолжались. В силу этого некоторые станции оказались расположены крайне неудобно для организации стабильной подачи воды, что требовало дополнительного финансирования и усилий инженерной мысли. В качестве приоритетных источников воды для подачи на станции и разъезды Транссиба рассматривались реки, на втором месте шли ручьи, далее — озера, родники, грунтовые воды и болота, артезианские скважины. При выборе источника водоснабжения обязательно учитывались среднесуточные объемы потребления воды конкретной станции. При этом для обеспечения бесперебойной подачи воды источник должен был иметь минимальный суточных расход, в два раза превышающий максимально возможное суточное потребление, что также затрудняло решение задач по строительству железнодорожных водопроводов. Несмотря на все сложности, результатом проведенных масштабных работ стало сооружение на значительной части Транссибирской магистрали новых вариантов систем подачи и очистки воды, функционировавших в том числе в условиях вечной мерзлоты.

Литература

Ильин Ю.Л., Колесов А.В., Лукьянин В.П. Создание Великого Сибирского пути. В 2-х т. СПб.: Евросиб, 2005. Т. 1. 293 с. Т. 2. 454 с.

Порядин А.Ф. Водоснабжение в Сибири (исторический очерк). Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1983. 134 с.

Фальковский Н.И. История водоснабжения в России. М.; Л.: Министерство коммунального хозяйства РСФСР, 1947. 308 с

Скачать в формате PDF

Поступила: 07.06.2022

Дата публикации в журнале: 28.10.2022

Ключевые слова: история железнодорожного строительства; Транссибирская магистраль; Министерство путей сообщения; гидрологические исследования; водоснабжение; очистные сооружения

Доступно в on-line версии с: 28.10.2022

Для цитирования статьи:
Номер 5, 2022