ISSN 0130-0083
En Ru
ISSN 0130-0083
Жан-Луи Девельи (1730–1804?) — мигрирующий французский мастер в русском культурном пространстве XVIII в.

Жан-Луи Девельи (1730–1804?) — мигрирующий французский мастер в русском культурном пространстве XVIII в.

Аннотация

Тема статьи представляется частью более широкой проблемы, а именно — диалога культур, повсеместно и активно происходившего в европейском пространстве XVIII в. Рассматривается одна из сторон межкультурной коммуникации — взаимообмен художественными кадрами между странами. В данном явлении ключевую роль играл тип «странствующего», или «мигрирующего», мастера, сложившийся в указанную эпоху. С самого начала столетия активно распространяется практика приглашения к европейским монаршим дворам именно французских мастеров, художников, скульпторов и архитекторов. Французская традиция начинает активно воздействовать на формирование художественной политики многих европейских государств. Для понимания особенностей развития отечественного искусства XVIII в. важным становится установление и определение причин возникновения данного феномена и его бытования как в общеевропейском, так и в русском культурном пространстве. Внимание автора сосредоточено по большей части на карьере одного из представителей рассматриваемого явления — Жана-Луи Девельи (1730–1804?), французского мастера, прибывшего в Россию около 1754 г. Посредством изучения творческих биографий мигрирующих мастеров, повлиявших на общую картину отечественного искусства во второй половине столетия, представляется возможным более полно осмыслить данное явление. Рассмотрение деятельности отдельных представителей французской художественной миграции позволяет нагляднее проследить процессы формирования в европейском искусстве указанного времени явления «мигрирующих мастеров» и выявить ключевые особенности их творчества. Можно говорить о формировании определенного «метода странствующего живописца». Эта синтетическая художественная манера представляет собой сплав наследия национальной школы, в рамках которой воспитывался мастер, с художественными традициями посещаемых художником стран. В данном контексте фигура Ж.-Л. Девельи является весьма показательной. Общаясь с русскими заказчиками, учениками и сложившимися художниками, представителями отечественной художественной школы, французский мастер активно способствовал межкультурным контактам. Биография художника представляет интересный материал, позволяющий проследить основные пути взаимодействий художественных традиции России и Франции.

Литература

Агратина Е.Е. Театральный декоратор Джузеппе Валериани и его время. Александр Рослин в европейской и русской художественной среде XVIII века. Из истории русско-европейских художественных связей. М.: Прогресс-традиция, 2019. 608 с.

Алексеева М.А. Документы о творчестве М.И. Махаева // Русское искусство XVIII — первой половины XIX века. М.: Искусство, 1971. С. 238–294.

Алексеева М.А. Михайло Махаев — мастер видового рисунка XVIII века. СПб.: Издательство журнала «Нева», 2003. 448 с.

Алексеева М.А. Художник Жан-Луи Девельи (1730–1804) // Вопросы теории и истории русского искусства второй половины XVIII века. Сб. научных трудов / Сост. и научн. ред. Е.Б. Мозговая. СПб.: Институт им. И.Е. Репина, 1997. С. 23–35.

Алексеева Т.В. Некоторые проблемы изучения русского искусства XVIII в. // Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования / Под ред. Т.В. Алексеевой. М.: Наука, 1973. С. 7–19.

Брук Я.В. У истоков русского жанра. XVIII в. М.: Искусство, 1990. С. 242.

Вейнберг А.Л. Чемесов и де Велли. К истории создания гравированного портрета Е.П. Чемесова // Русское искусство XVIII в. / Под. ред. Т.В. Алексеевой. М.: Искусство, 1968. C. 183–193.

Врангель Н.Н. Иностранные художники XVIII века в России // Старые годы. 1911. Июль–сентябрь. С. 5–94.

Евсеева Е.Д. «Пробудет недолго…». Заезжие художники первой трети XIX века: комментарии на полях каталога миниатюр Государственной Третьяковской галереи // Третьяковские чтения. 2016: материалы отчетной научной конференции / Ред. кол. Л.И. Иовлева, Т.В. Юденкова. М.: Государ-

ственная Третьяковская галерея, 2017. С. 39–60.

Карпова Т.Л. Иоганн-Баптист Лампи-Старший. Тип странствующего художника-универсала // XVIII век: Ассамблея искусств: Взаимодействие искусств в русской культуре XVIII века: Сб. статей. М.: Пинакотека, 2000. С. 143–153.

Костышин Д.Н. Из истории пенсионерства в аннинскую и елизаветинскую эпохи. М.: Academia, 2018. 479 с.

Марисина И.М. Россия — Франция, век восемнадцатый. М.: НИИ теории и истории изобразительного искусств, 1995. 143 с.

Молева Н.М., Белютин Э.М. Педагогическая система Академии художеств XVIII в. М.: Искусство, 1956. С. 347.

Мюллер А. П. Быт иностранных художник в России. Ленинград: Academia, 1927. 157 с.

Рош Д. Портреты Елизаветы Петровны, рисованные Моро-Младшим // Старые годы. 1913. Июль–сентябрь. С. 201–206.

Сидоров А.А. Рисунок старых русских мастеров. М.: Издательство Академии наук СССР, 1956. 527 с.

Усачева С.В. В поисках натуры: очерки истории русской пейзажной живописи эпохи классицизма. М.: Российская академия художеств, 2021. 240 с.

Успенский А.И. Материалы для описания Зимнего дворца // Художественные сокровища России. Т. 6. 1906. № 8–12. С. 117–160.

Успенский А.И. Словарь художников в XVIII веке, писавших в Императорских дворцах. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1913. 182 с.

Doria A. Louis Tocqué: biographie et catalogues critiques. Paris: Les Beauxarts, é dition d’é tudes et de documents, 1929. 271 p.

Pierre-Dulau M.-L. Trois artistes lorrains à Saint-Pétersbourg au XVIIIe siècle // L’infl uence française en Russie au XVIIIe siècle. Paris: Presses de l’Université de Paris-Sorbonne, 2004. P. 131–157.

Réau L. Histoire de l’expansion de l’art fransais moderne. Le monde slave et l’Orient. Paris: H. Laurens, 1924. 424 p.

Статья на сайте ELibrary.ru Скачать в формате PDF

Поступила: 26.08.2021

Дата публикации в журнале: 28.08.2022

Ключевые слова: искусство XVIII в.; европейские международные связи; россика; русско-французские связи; мигрирующий мастер; иностранцы в России

Доступно в on-line версии с: 28.08.2022

Для цитирования статьи:
Номер 4, 2022