ISSN 0130-0083
En Ru
ISSN 0130-0083
«Заветные принципы» Ивана Кулжинского

«Заветные принципы» Ивана Кулжинского

Аннотация

Статья является первым опытом интеллектуальной биографии Ивана Григорьевича Кулжинского (1803-1884) - забытого русского консерватора, известного сейчас лишь исследователям биографии Н.В. Гоголя. Творческий путь И.Г. Кулжинского принято делить на два этапа: увлечение романтической «народностью» и малороссийской этнографией; отстаивание принципов «уваровской триады» и служение «реакционной» правительственной политике. опираясь на публикации и письма И.Г. Кулжинского, автор показывает прямую преемственность между этими двумя этапами, а также неоднозначное отношение писателя к сословному консерватизму. В публицистических романах «Эмерит» и «Уездный судья нашего уезда» сформулированы основы этики и мировоззрения служилого интеллектуала николаевского царствования, позднее в значительной степени повлиявшие на общественную атмосферу и ход Великих реформ. Считая главной задачей литературы не «эстетику», а нравственную проповедь, И.Г. Кулжинский активно критиковал левые тенденции в литературе, критике, педагогике и общественной жизни второй половины XIX в. отстаивал он и необходимость цензуры. Пореформенный «прогрессизм» представлялся ему скорее «регрессивным» течением, ведущим к деградации христианской цивилизации. Таким же отказом от истинного общественного прогресса видится ему и нарождавшееся украинофильство - навязывавшее малороссийскому простонародью «испорченное полонизмами» крестьянское наречие. однако во второй половине 1860-х гг. Кулжинский вступает в полемику и со сторонниками сословного консерватизма, проявляя себя защитником реализовывавшейся в Северо-Западном крае «системы Муравьева». на протяжении многих десятилетий И.Г. Кулжинский отстаивал принцип национальной самобытности и призывал к отказу от использования в быту иностранных языков. однако в отличие от славянофилов он никогда не критиковал петровских реформ, считая, что последние не затронули основ русской идентичности - церкви и самодержавия. И.Г. Кулжинский призывал к созданию системы выдержанного в национальном духе женского образования, а позднее, в 1870-е гг., - к переходу начальных школ под полный контроль церкви.

Исследование выполнено в рамках гранта No 19-18-00073 «Национальная идентичность в имперской политике памяти: история Великого княжества Литовского и Польско-Литовского государства в историографии и общественной мысли XIX–XX вв.» Российского научного фонда.

Статья на сайте ELibrary.ru

Поступила: 04.02.2021

Дата публикации в журнале: 30.03.2021

Ключевые слова: русский консерватизм; национализм; славянофильство; уваровская триада; украинофильство; русификация; Министерство народного просвещения

Доступно в on-line версии с: 30.03.2021

Для цитирования статьи:
Номер 1, 2021