ISSN 0130-0083
En Ru
ISSN 0130-0083
Кинотеатры Москвы в годы Великой Отечественной войны

Кинотеатры Москвы в годы Великой Отечественной войны

Аннотация

Автором реконструированы и проанализированы особенности функционирования кинотеатров Москвы в период Великой отечественной войны с точки зрения концепции «социального пространства» французского философа и социолога Анри Лефевра (1901-1991). Согласно данной концепции, социальное пространство применительно к кинотеатру включает три уровня. Первый - это «репрезентация пространства»: набор зафиксированных норм, которые устанавливаются «сверху», с позиций представлений власти о наиболее эффективном устройстве кинотеатра и его функционировании (архитектурный облик, репертуар, планы пропагандистской работы и т.п.). Второй - это «пространственные практики»: функционирование кинотеатра, реализуемое в деятельности его персонала, позиции которого в отношении наилучшей организации кинопросмотра могли существенно расходиться с установками «сверху». Третий - это «пространство репрезентаций» - «взгляд снизу», т.е. восприятие («переживание») «похода в кино» самими зрителями. на основе анализа репертуара, специфики работы кинотеатров Москвы военного времени, управленческой деятельности государственных и партийных структур в области кинопроката были сделаны следующие выводы. «Репрезентация пространства» кинотеатров значительно не изменилась по сравнению с предвоенными годами, они продолжали играть прежде всего роль места досуга и развлечения. Но при этом кинотеатры широко использовались как агитационная площадка для мобилизационной пропаганды. «Пространственные практики» кинотеатров в условиях войны значительно трансформировались в связи с усилением пропагандистской работы и необходимостью строгого соблюдения специальных инструкций. «Пространства репрезентации» кинотеатров были напрямую связаны со значительными изменениями в репертуаре, когда кинопрокатчики делали ставку, с одной стороны, на обучающие «оборонные» фильмы, а с другой — на то, в чем в первую очередь был заинтересован массовый зритель: стремление отвлечься и отдохнуть (мелодрамы и приключения), визуализация «образа врага» и получение информации с фронтов (военные драмы и хроникально-документальные фильмы). Кроме того, посредством знакомства с американской и британской кинопродукцией (фильмы союзников) советские зрители открыли для себя на экране «иной мир».

Литература

Андреевский Г.В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху (30–40-е годы). М.: Молодая гвардия, 2003. 463 с.

Белодубровская М. Не по плану. Кинематограф при Сталине / Пер. с англ. М.: Новое литературное обозрение, 2020. 264 с.

Воробьев Е.З. Москва. Близко к сердцу (страницы героической защиты города, 1941–1942). М.: Политиздат, 1989. 336 с.

Гинзбург С. С. Советское кино в годы Великой Отечественной войны. М.[б.и.,] 1959. 60 с.

Ждан В. Великая Отечественная война в художественных фильмах. М.: Госкиноиздат, 1947. 112 с.

Ждан В. Военный фильм в годы Великой Отечественной войны. М.: Госкиноиздат, 1947. 112 с.

Жданкова Е.А. Частные кинотеатры в годы НЭПа как «свободное культурное пространство» // Время, вперед! Культурная политика в СССР. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. С. 210–222.

Жданкова Е.А. Кинотеатры в СССР глазами зрителей: ожидания и повседневность в период НЭПа (на материале анкетирования и социологических опросов, проведенных в кинотеатрах) // Вестник Пермского университета. История. 2013. Вып. 3. С. 136–143.

Жукова М.С. Организация проката кинофильмов в СССР. Диссертация… канд. эконом. наук. М.: Всесоюзный государственный институт кинематографии, 1953. 391 с.

Иванов В.И. Арбат. От Арбатской площади до Бородинского моста —все существующие здания, их творцы и судьбы. М.: Мастер, 2017. 456 с.

Иванов В.С., Емельянов Ю.Н. Московский художественный кинотеатр (опыт работы). М.: Росснабсбыткино, 1936. 48 с. [История Москвы / Под ред. С. С. Хромова. М.: Наука, 1978. 542 с.

История советского кино. 1917–1967: в 4 т. М.: Искусство, 1975. Т. 3 (1941–1952). 319 с.

Калистратов Ю.А. Вопросы экономики советской кинематографии. Диссертация … докт. эконом. наук. М.: Институт экономики АН СССР, 1956. 483 с.

Кинотеатр Госфильмофонда России «Иллюзион»: вчера, сегодня, завтра / Сост. В.С. Соловьев, З.Г. Шатина. М.: Интерреклама, 2008. 333 с.

Ковалова А.О., Цивьян Ю.Г. Кинематограф в Петербурге. 1896–1917. Кинотеатры и зрители. СПб.: Мастерская Сеанс; Скрипториум, 2011. 240 с.

Косинова М.И. Дистрибуция и кинопоказ в России: история и современность. Рязань: Государственный университет управления, 2008. 680 с.

Криличевская В. О типе кинотеатра // Строительство Москвы. 1940. № 18. С. 13–15.

Лефевр А. Производство пространства / Пер. с фр. М.: Strelka Press, 2015. 432 с.

Лихачев Б.С. Кино в России (1896–1926). Материалы к истории русского кино. Ч. 1. 1896–1913. Ленинград: Academia, 1927. 209 с.

Максакова Л.В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. М.: Наука, 1977. 343 с.

Михайлов В. Сталинская модель управления кинематографом // Кино: политика и люди (30-е годы). М.: Материк, 1995. С. 9–25.

Михайлов В.П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. М.: НИИК, 1998. 292 с.

Очерки истории советского кино: в 3 т. М.: Искусство, 1959. Т. 2. 1935–1945. 890 с.

Пережить войну. Киноиндустрия в СССР: 1939–1949 годы / Под ред. В. Вуазен, В. Познер; пер. с франц. М.: РО ССПЭН, 2018. 647 с.

Планирование и статистический учет в конторах и отделениях кинопроката РСФСР / Под ред. М.Д. Народницкого. М.: Искусство, 1970. 175 с.

Ряпусова Д.Н. «На вечернем сеансе в небольшом городке…»: кино в контексте Великой Отечественной войны по воспоминаниям и письмам уральцев // Вестник Пермского университета. История. 2015. Вып. 3. С. 99–109.

Ряпусова Д.Н. По сценарию великой мечты. Киноиндустрия Урала в 1941–1953 гг. Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2017. 265 с.

Самсонов А.М. Москва, 1941 год: от трагедии поражений — к великой победе. М.: Московский рабочий, 1991. 288 с.

Смирнов В. Документальные фильмы о Великой Отечественной войне. М.: Госкиноиздат, 1947. 280 с.

Тейлор Р. Борис Шумяцкий и советское кино в 30-е годы: идеология как развлечение масс // Киноведческие записки. 1989. Вып. 3. С. 38–66.

Туровская М.И. Кино тоталитарной эпохи // Кино: политика и люди (30-е годы). М.: Материк, 1995. С. 26–51.

Фомин В.И., Гращенкова И.Н., Зиборова О.П., Косинова М.И. История российской кинематографии (1941–1968). М.: Канон-Плюс, 2019. 736 с.

Цивьян Ю.Г. Историческая рецепция кино. Кинематограф в России, 1896–1930. Рига: Зинатне, 1991. 492 с.

Kenez P. Cinema and Soviet Society, 1917–1953. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. 291 p.

Kenez P. Soviet cinema in the age of Stalin // Stalinism and Soviet Cinema / Ed. by R. Taylor, D. Spring. London; New York: Routledge, 1993. P. 54–68.

Lefebvre H. La production de l’espace. Paris: Éditions Anthropos, 1974. 485 p.

Taylor R. The Politics of the Soviet Cinema, 1917–1929. Cambridge: Cambridge University Press, 1979. 214 p.

Thompson K. Government Policies and Practical Necessities in Soviet Cinema of the 1920s // The Red Screen. Politics. Society, Art in Soviet Cinema / Ed. by A. Lawton. London; New York: Routledge, 1992. P. 19–41.

Turovskaya M. The 1930s and 1940s: cinema in context // Stalinism and Soviet cinema / Ed. by R. Taylor, D. Spring. London; New York: Routledge, 1993. P. 34–53.

Статья на сайте ELibrary.ru

Поступила: 18.02.2021

Дата публикации в журнале: 30.04.2021

Ключевые слова: городской кинотеатр; социальное пространство; досуг; массовая пропаганда; кинозритель; Москва военная; Великая Отечественная война

Доступно в on-line версии с: 30.04.2021

Для цитирования статьи:
Номер 2, 2021