ISSN 0130-0083
En Ru
ISSN 0130-0083
Ленинская концепция мировой социалистической революции и интернациональное воспитание студентов в советских педагогических вузах в 1920–1930-е гг.

Ленинская концепция мировой социалистической революции и интернациональное воспитание студентов в советских педагогических вузах в 1920–1930-е гг.

Аннотация

Развивая идеи марксизма, В.И. Ленин на протяжении многих лет разрабатывал концепцию мировой социалистической революции. Он постоянно корректировал ее, учитывая динамику политических и экономических событий как в России, так и в других государствах. Эта ленинская концепция стала стержнем стратегии большевистской партии. После прихода к власти в России революционных сил лидер большевиков продолжал корректировать свою концепцию вплоть до 1922 г. Однако большинство партийных и государственных деятелей страны Советов не приняли ленинских взглядов на быстро менявшиеся события 1918–1922 гг., они воспринимали теорию своего вождя как раз и навсегда сформировавшуюся догму. Его мысль о переходе мировой революции в экономическое состязание коммунистической и капиталистической систем не была оценена как при жизни В.И. Ленина, так и после его смерти. Руководител и Советского государства, выхолостив научную сущность из концепции мировой революции, превратили ее в агитационный плакат «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Такой призыв способствовал сплочению советских людей, особенно молодежи, но не имел политической перспективы. Это хорошо видно на примере интернационального воспитания студенчества СССР в 1920–1930-е гг. Оставаясь интернационалистами по духу, студенты на практике участвовали в подготовке квалифицированных кадров для СССР. В этом состоял в значительной мере успех деятельности советских педагогов. Со второй половины 1920-х гг. в условиях спада мирового революционного движения и перехода к самостоятельному строительству социализма в СССР международный аспект в деле интернационального воспитания студентов педагогических вузов начал терять свою актуальность. Цель статьи — проследить динамику интернационального воспитания в педагогических вузах СССР в 1920–1930-е гг. Впервые вводятся в научный оборот сведения многочисленных газетных публикаций того времени, а также архивных документов, позволяющих проанализировать основные направления интернационального воспитания советских студентов.

Литература

Poltorak S.N. Leninskaya kontseptsiya mirovoy sotsialisticheskoy revolyutsii i Oktyabr’ 1917 g. [Lenin’s Concept of World Socialist Revolution and October 1917] // Mezhvuzovskaya nauchnaya konferentsiya “Russkaya revolyutsiya 1917 g.: problem istorii i istoriografi i”. Sbornik dokladov [Interuniversity Scientifi c Conference “Russian Revolution of 1917: Issues of History and Historiography”. Collection of Reports]. Saint Petersburg: Izdatel’stvo SPbGETU “LETI”, 2013. P. 75–81.

Poltorak S.N. Mirovaya revolyutsiya v kontekste russkogo etnopsikhologicheskogo arkhetipa [World Revolution in the Context of the Russian Ethnopsychological Archetype] // Klio. 1998. N 1. P. 36–42.

Poltorak S.N. Vliyaniye Pervoy mirovoy voyny na formirovaniye leninskoy kontseptsii mirovoy sotsialisticheskoy revolyutsii [Infl uence of the World War I on the Formation of Lenin’s Concept of World Socialist Revolution] // Klio. 2023. N 5 (197). P. 13–19.

Скачать в формате PDF

Поступила: 04.03.2024

Дата публикации в журнале: 30.03.2025

Ключевые слова: В.И. Ленин, концепция мировой социалистической революции, высшее образование в СССР, педагогическое образование, ин- тернациональное воспитание, советское студенчество

Доступно в on-line версии с: 30.03.2025

Для цитирования статьи:
Номер 4, 2024