Михаил и Иван Морозовы — коллекционеры русского искусства
Аннотация
В искусствоведческой литературе, посвященной коллекционерам Михаилу (1870–1903) и Ивану (1871–1921) Морозовым, исследователей обычно интересует художественный пласт, связанный прежде всего с европейским, по преимуществу французским, искусством. Вопросы собирания русской живописи, выбор тех или иных отечественных художников, отразивший вкусы коллекционеров, смену предпочтений в художественной ситуации конца XIX — начала XX вв., почти не привлекали внимания специалистов. Целью предлагаемой статьи стала попытка определить выработанный братьями М.А. и И.А. Морозовыми подход в коллекционировании именно русского искусства. В связи с этим представляется логичным проанализировать некоторые особенности их коллекций: на каких именах и произведениях останавливался выбор московских собирателей, был ли он осознанным и продуманным или же спонтанным — как принято было в литературе характеризовать формирование русской части коллекции Морозовых. К сожалению, исследователи не всегда находили аргументы в пользу приобретения коллекционерами тех или иных русских мастеров. В то же время специалисты убедительно доказывают, что в отношении произведений знаковых фигур европейского искусства выбор и покупки были тщательно продуманы, вплоть до «бронирования» заранее места в зале для конкретного произведения. Далеко не праздным представляется еще один вопрос: можно ли вести речь об общности эстетических взглядов братьев Морозовых и соответственно об определенной преемственности в их коллекциях? Анализ русской части коллекции Морозовых позволяет сделать вывод о том, что коллекции широко и объемно представляют панораму главных живописных течений русского искусства: от раннего пленэра к импрессионизму, от первых мирискуснических работ к символизму, от подражаний Сезанну и Гогену до самостоятельных авангардистских экспериментов отечественной живописи 1910-х гг. Одной из характерных особенностей коллекции младшего брата, Ивана Морозова, стало собирание фигуративного (предметного) искусства, так как беспредметная живопись его не привлекала.
Литература
Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых. Путеводитель по выставке. М.: ABCdesign, 2022. 159 с.
Варвара Алексеевна Морозова. На благо просвещения Москвы. В двух томах. Т. 2. М.: Русский путь, 2008. 493 с.
Маковский С. Французские художники из собрания И.А. Морозова // Аполлон. 1912. № 3–4. С. 5–16.
Петухов А. Иван Морозов на парижских салонах начала ХХ века. История коллекции. М.: СканРус, 2022. 104 с.
Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. Иллюстрированный биографический словарь. М.: Независимая газета, 1997. 523 с.
Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля. М.: Галарт, 2001. 344 с.
Семенова Н.Ю. О коллекции Михаила Абрамовича Морозова и ее судьбе // От Павла Третьякова до Леонида Талочкина: коллекционеры-дарители ХХ века. Государственная Третьяковская галерея. Материалы научных конференций. М.: Государственнная Третьяковская галерея. 2017. С. 195–213.
Семенова Н. Михаил и Иван Морозовы. Коллекции. М.: Слово/Slovo, 2018. 639 c.
Стасов В.В. Павел Михайлович Третьяков и его картинная галерея //
Стасов В.В. Статьи и заметки: в 2 т. Т. 2. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1954. 459 с.
Терновец Б.Н. Письма. Дневники. Статьи. М.: Советский художник. 1977. 362 с.
Терновец Б.Н. И.А. Морозов. Собиратели и антиквары прошлого // Среди коллекционеров. 1921. № 10. С. 38–41.
Тугендхольд Я. Пейзаж во французской живописи. СПб., 1911. 29 с.
Эфрос А. Человек с поправкой. Памяти И.А. Морозова // Среди коллекционеров. 1921. № 10С. 1–4.
Юденкова Т. Коллекции русского искусства Михаила и Ивана Морозовых // Собрание Морозовых. Шедевры / Автор и составитель А. Бальдассари. Каталог выставки. Фонд Louis Vuitton. Париж: Gallimard, 2021. С. 219–236 (на франц., англ, русс. яз).
Юденкова Т.В. Послание Третьяковых, Щукиных, Морозовых // Русское искусство. 2022. № 4. С. 24–35.
Яворская Н.В. История Государственного музея нового западного искусств (Москва). 1918 – 1948. М.: ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2012. 480 с.
Поступила: 14.03.2023
Дата публикации в журнале: 30.06.2024
Ключевые слова: московские коллекционеры; новейшая французская живопись; русская живопись рубежа XIX–ХХ вв.; пленэр; русский импрессионизм; модерн; символизм; «Мир искусства»; «Голубая роза»; история коллекционирования
Доступно в on-line версии с: 26.06.2024
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная