Усов Дмитрий Андреевич
Аспирант кафедры истории Древнего мира Института восточных культур и античности
-
Libertas в трактовке Овидия: свобода или своеволие?Вестник Московского Университета. Серия 8. История. 2021. № 4. c.3-18подробнее612
-
В статье на основе анализа трактовки категории «свобода» (libertas) у Овидия рассматривается его восприятие политического режима Августа. Целью исследования является определение ключевых значений данного понятия через подробное рассмотрение контекста его употребления, а также выявление особенностей его семантических отношений с тер- минами «своеволие» (licentia), «закон» (lex), «право» (ius), «стыд» (pudor) и «страх» (metus, timor). В эпоху Республики lex и ius считались гарантами по- литической libertas, предохраняющими ее от вырождения в свою крайнюю форму — licentia. Последняя понималась как один из признаков деградации политической системы и предпосылка установления рабства и тирании, господства страха, насилия, разврата и несправедливости. Эти представления нашли отражение в поэзии Вергилия и Горация, увидевших в Августе защитника от подобных бедствий. Незнакомый с тяготами гражданских войн, их младший современник Овидий был носителем других ценностей, резко антагонистичных республиканской морали и многим положениям официальной идеологии принципата Августа. Имплицитно сформулированный им концепт свободы, помимо прочего, имел вполне определенное политическое содержание, ориентировавшее молодое поколение римлян на сопротивление конкретным аспектам системы принципата. Исследование показало, что термин “libertas” в трудах поэта семантически близок к понятию “licentia”. При этом в большинстве рассмотренных случаев данная категория имеет положительную коннотацию и означает возможность реализации любовных страстей, а также право высказывать в частной жизни непристойные мысли. Касаясь темы свободы, Овидий выразил недовольство сугубо республиканскими чертами правления Августа. Законы (leges) и нормы (iura) режима принципата, воплотившие в себе строгие моральные императивы эпохи Республики, на взгляд поэта, не только не служили гарантом свободы, но, провоцируя стыд (pudor) и страх (metus, timor), сурово ее подавляли и тем самым препятствовали реализации важнейшей для элегика ценности — личного счастья (felicitas).
Ключевые слова: античный Рим; принципат Августа; римская поэзия; элегии; Овидий; политический подтекст
-