Смирнова Энгелина Сергеевна
доктор искусствоведения
Государственный институт искусствознания
Профессор кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова,
главный научный сотрудник Государственного института искусствознания
-
О возможной реплике несохранившейся древнейшей лицевой рукописи Киева в рукописи Великого НовгородаВестник Московского Университета. Серия 8. История. 2020. № 2. c.154-168подробнее718
-
Статья посвящена вопросу о связи художественного наследия Новгорода с древней культурой Киева, о сохранении киевских традиций и привезенных артефактов. Так, мы предполагаем, что именно к киевской традиции восходят две огромные парные иконы XI в. - «Спас Златая риза» (попавшая в XVI в. в Успенский собор Московского Кремля) и «апостолы Петр и Павел» (новгородский музей). В Киеве было исполнено и остромирово евангелие 1056-1057 гг., служившее напрестольным апракосом в Софийском соборе Новгорода. Многие миниатюры созданной в Новгороде во второй четверти XIV в. Симоновской Псалтири (ГИМ, Хлуд. 3) восходят, как мы полагаем, к иллюстрациям утраченной киевской рукописи XI столетия. иллюстрации Псалтири к библейским песням воспроизводят скопированные киевскими миниатюристами древние византийские образцы IX-XI вв. другие миниатюры являются репликами утраченных киевских композиций, которые прославляли христианство и разъясняли основы христианской религии. Циклы новгородских миниатюр указывают на тесную связь культуры Киева и Новгорода на протяжении домонгольского периода. Вероятно, с киевского оригинала, служившего прототипом для новгородских книжников, еще в древности была скопирована иллюстрированная Псалтирь для Софийского собора в Новгороде, которая впоследствии послужила образцом для рукописей других значительных храмов и монастырей. При копировании сохранялись сюжетные особенности композиций, в которых содержалась проповедь христианской веры, но стиль изображений постепенно упрощался. исследование выполнено на основе изучения сохранившихся артефактов и письменных источников, с помощью иконографического и стилистического анализа произведений. В современном изучении художественного наследия Новгорода ведущую роль играет выявление своеобразия местной культуры. Между тем данная работа делает акцент на сохранении в искусстве Новгорода XIV в. древних киевских традиций, на роли преемственности в эволюции русской художественной культуры. не менее важна и возможность реконструкции некоторых явлений в культуре Киева древнейшей поры.
Ключевые слова: рукописные книги; миниатюра; икона; иконография; Киевская Русь; Новгород; христианство; проповедь
-