Пономарева Варвара Витальевна
Старший научный сотрудник Лаборатории истории русской культуры исторического факультета
-
«Каждый потерянный день — ошибка!»: ведомственное обсуждение развития женского образования (80-е гг. XIX в.)Вестник Московского Университета. Серия 8. История. 2020. № 2. c.16-34подробнее719
-
Одним из достижений эпохи Великих реформ стало быстрое развитие женского образования: появлялись новые типы учебных заведений, росло их число, ширилось движение за высшее образование для женщин. Всё это являлось серьезным фактором социальных перемен, приводило к расширению сферы женской самодеятельности. для сторонников консервативного лагеря, в целом выступавших за распространение просвещения, главной заботой было сохранение социально-политической стабильности всех существовавших институтов. ответом на демократические перемены в области образования в эпоху Великих реформ стала целенаправленная политика правительства александра III: изменение учебных программ в сторону сокращения, упор на религиозное воспитание, попытка возвращения к сословному принципу формирования состава учащихся. В 1884 г. начала работу «Комиссия для рассмотрения некоторых вопросов о женском образовании», в состав которой вошли чиновники Ведомства учреждений императрицы Марии, Министерства народного просвещения и духовного ведомства. Предлогом для формирования Комиссии стала «Записка» помощницы императрицы Марии Федоровны в управлении мариинскими учебными заведениями баронессы Э.Ф. раден. Позиция раден нашла полную поддержку и в Мариинском ведомстве, и в Министерстве народного просвещения; обсуждение реформ женской школы в основном шло по направлениям, сформулированным в ее записке. Баронесса полагала ошибочными чрезмерный рост числа гимназий при недостатке начальных и профессиональных училищ и предоставление права преподавания в учебных заведениях лицам, не имеющим специального педагогического образования, считала опрометчивым решением открыть бесконтрольные высшие курсы, ратовала за усиление нравственного воспитания в школах и установление строгого надзора за учащимися. Комиссия, работавшая с 1884 по 1890 г., подготовила проекты и предложения по реформированию женского образования, которые по большей части оказались нереализуемыми: часть из них противоречила российским законам, другие - жизненным реалиям того времени, получившим общественную санкцию. итоги деятельности Комиссии продемонстрировали необратимость тех тенденций, против которых выступали ее члены.
Ключевые слова: женское образование; Ведомство учреждений императрицы Марии; Министерство народного просвещения; закрытые женские институты; женские гимназии; учительница; студентка
-