Дунина Мария Владимировна
-
Римские живописные мастерские эпохи Ренессанса и гуманистическое воспитаниеВестник Московского Университета. Серия 8. История. 2020. № 6. c.181-191подробнее680
-
Гуманистическое образование и работа в художественной мастерской эпохи ренессанса - две сферы, на первый взгляд не имевшие прямого пересечения в XV-XVI вв. и изучаемые дисциплины, и цели у гуманиста и живописца не были идентичными. Традиционные подходы к изучению художественных мастерских ренессанса как правило выделяли какие-то конкретные аспекты их существования. Школа знаточества уже с конца XIX в. занималась постановкой вопроса атрибуции стиля мастерской как круга художников, не всегда связанных между собой. Приверженцы изучения истории искусства как истории идей видят в мастерской сообщество мастеров, разделявших общие ценности. Социальная история искусств, напротив, рассматривает мастерскую как вполне конкретную группу, работавшую совместно. Современные технико-технологические исследования позволяют раскрыть секреты творческого процесса мастеров и их помощников. наиболее интересные и новаторские мысли относительно ренессансных мастерских возникают сейчас на пересечении указанных выше подходов и с включением новых проблем в исследовательский дискурс. В частности, может быть интересна проблема гуманистического воспитания, имеющая собственную сложную историю изучения от позитивистских подходов к идеализации, а затем и критической оценке. Параллели между гуманистическими подходами к образованию и устройством живописных мастерских на примере рима XVI столетия не получили в настоящий момент освещения в научной литературе. Можно отметить, что на этот период оказал существенное влияние опыт педагогов Кватроченто. Так, особый интерес среди гуманистов-воспитателей представляет Витторино да Фельтре, до 1446 г. руководивший мантуанской школой «радостный дом». В мастерских рима Чинквеченто многие из образовательных подходов гуманистов предшествующего столетия получили практическое воплощение в работе с подмастерьями и ассистентами. В частности, это касается специализации мастеров на различных техниках и жанрах. изменявшийся на протяжении столетия, такой подход сквозной нитью проходит через историю римских мастерских.
Ключевые слова: кизил-кобинская культура; белозерская культура; автохтонное население Крыма; тавры; Геродот; Страбон
-