ISSN 0130-0083
En Ru
ISSN 0130-0083
Семинар как новое явление на историко- филологическом факультете Московского Университета в 1860-е — начале 1870-х гг.

Семинар как новое явление на историко- филологическом факультете Московского Университета в 1860-е — начале 1870-х гг.

Аннотация

Возникновение «семинариев» на историко-филологическом факультете Московского университета представляло собой ответ на дискуссии о реформе высшего образования в эпоху Великих реформ, когда обучение студентов в университетах было признано слишком пассивным. В это время идеологи реформ высшего образования требовали дополнить монологичные лекционные занятия письменными работами студентов, которые должны были развивать у них исследовательские навыки и служить основанием для общения с профессорами. После 1862 г., когда в течение нескольких лет за границу на стажировку были отправлены свыше ста молодых ученых по программе министра народного просвещения А.В. Головнина, новая генерация исследователей и преподавателей познакомилась с практическими занятиями в немецких университетах. Те, кто побывал за границей, стали активно использовать термин «семинарий» для обозначения нового вида практических занятий. К середине 1860-х гг. в Московском университете появляются семинарии как учебные подразделения филологов для подготовки гимназических учителей классических языков, а также семинарий (семинар) — вид практических занятий для историков, целью которых являлось написание исследовательских работ. У истоков филологических семинариев в Московском университете стоял филолог П.М. Леонтьев, развивавший те формы занятий на факультете, которые практиковал еще С.П. Шевырев в 1850-е гг. Семинарий же как новую форму исследовательской активности для историков создал В.И. Герье, который считал важным, чтобы выбравшие специализацию по истории студенты писали письменные работы по этой дисциплине. В отличие от филологической семинарии, за работу в которой студенты получали стипендии, участие в исторических семинариях было личной инициативой студентов. Дальнейшее развитие новой формы занятий было связано с попытками разделения историко-филологического факультета по двум специализациям — филологии и истории. Официально семинарии историков стали частью учебного плана факультета лишь после принятия устава 1884 г.

Литература

Антощенко А.В. Das Seminar: немецкие корни и русская крона (о применении немецкого опыта «семинариев» московскими профессорами во второй половине XIX в.) // «Быть русским по духу и европейцем по образованию». Университеты российской империи в образовательном пространстве Центральной и Восточной Европы ХVIII — начала ХХ в. / Отв. сост. А.Ю. Андреев; отв. ред. серии А.В. Доронин. М.: РОССПЭН, 2009. С. 263–278.

Антощенко А.В, Свешников А.В. Исторический семинарий как местознания // Историческая культура императорской России: формирование представлений о прошлом: коллективная монография в честь профессора И.М. Савельевой / Отв. ред. А.Н. Дмитриев. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. С. 138–160.

Воробьева И.Г. Профессор-славист Нил Александрович Попов. Тверь: Тверской государственный университет, 1999. 191 с.

Жарова Е.Ю. Контроль над занятиями студентов в университетах Российской империи во второй половине XIX — начале XX века // Исторический журнал: научные исследования. 2018. № 1. С. 92–105.

Змеев В.А. Педагогический институт Императорского Московского университета // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2009. № 1. С. 138–144.

Посохов С.И. Организация научной работы студентов в университах Российской империи: проблемы историографии // Российские университеты в XVIII — начале XX века: сборник научных статей. Вып. 6. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 2002. С. 189–198.

Свешников А.В. Правительственная политика в сфере зарубежных командировок русских ученых второй половины XIX — начала ХХ века // Расписание перемен. Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи — СССР (конец 1880-х — 1930-е годы). М.: Новоелитературное обозрение, 2012. С. 849–887.

Трохимовский А.Ю. Политика Министерства народного просвещения по подготовке молодых ученых за границей. 1856–1881 гг. // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2007. № 1. С. 67–76.

Чесноков В.И. Движение за «разделение историко-филологического факультета» и начало специализации университетского исторического образования в 50–70-х годах XIX века // Российские университеты в XIX — начале XX века: сборник научных статей. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1993. C. 70–88.

Цыганков Д.А. Семинар как место исследования // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История.История Русской Православной Церкви. 2014. № 4. С. 117–132.

Эймонтова Р.Г. Русские университеты на грани двух эпох: От России крепостной к России капиталистической. М.: Наука,1985. 350 с.

Эймонтова Р.Г. Русские университеты на путях реформы: Шестидесятые годы XIX в. М.: Наука, 1993. 270 с.

Эймонтова Р.Г. Идеи просвещения в обновляющейся России: (50–60-е гг. XIX в.). М.: ИРИ РАН, 1998. 405 с.

 

 

Скачать в формате PDF

Поступила: 18.10.2022

Дата публикации в журнале: 28.02.2023

Ключевые слова: разделение историко-филологического факультета; историческое образование; письменные работы для историков; специализация студентов; учебный план; В.И. Герье

Доступно в on-line версии с: 28.02.2023

Для цитирования статьи:
Номер 1, 2023