ISSN 0130-0083
En Ru
ISSN 0130-0083
Фактор «религиозного нэпа» в отношениях советской власти с православной церковью на юге РСФСР

Фактор «религиозного нэпа» в отношениях советской власти с православной церковью на юге РСФСР

Аннотация

Практическая реализация новой экономической политики обусловила изменение отношений советского государства с Церковью и переход в 1923 г. к новому курсу религиозной политики, сочетавшему административное давление и репрессии в отношении духовенства c «либеральным» отношением к рядовым верующим. В настоящей статье анализируется реализация «религиозного нэпа» на юге страны, в частности, в Кубано-Черноморской области и Ставропольской губернии, характеризуются противоречия между декларативными официальными документами и деятельностью власти на местах, выявляются основные формы и методы осуществления политики в отношении православного духовенства и верующих. Обращено внимание на роль органов безопасности в политике по отношению к Православной церкви, в том числе на ее региональную специфику. В существующей историографии проблема «религиозного нэпа» в рассматриваемых регионах не становилась предметом отдельных исследований. Новый религиозный курс воспринимался на местах по-разному, власти не учитывали необходимости тактических маневров с группами верующих. Так, на Кубани в 1922–1923 гг. административная поддержка обновленческого раскола путем закрытия храмов и ликвидации «тихоновских общин» привела к доминированию обновленцев среди церковных групп региона в нарушение инструкций центра. Это создавало условия для вмешательства Президиума ВЦИК с целью принудительного сохранения баланса. В то же время в Ставропольской губернии активная деятельность епископата патриаршей Церкви и медлительность местной власти в 1923–1926 гг. существенно снизили поддержку обновленчества рядовыми верующими и обусловили репрессивную активность органов безопасности. Одновременно с отходом от тактики «религиозного нэпа» в 1926 г. усиливалась антирелигиозная политика, когда публичные судебные процессы над духовенством широко освещались в местной прессе. Таким образом, реализация политики в период «религиозного нэпа» на местах имела непоследовательный характер и, несмотря на попытки центра добиться единообразия ее проведения, партийные органы и ОГПУ не достигли цели разрушения Православной церкви. .

Литература

Беликова Н.Ю. Государство, казачество, религия в постреволюционный период // Проблемы цивилизационного развития России: характер, факторы и пути решения. Материалы I Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей. Армавир: РИО АГПУ, 2016. С. 149–153.

Беликова Н.Ю. Православная Церковь и государство на юге России (конец XIX – первая треть XX вв.). Краснодар: [б/изд.], 2004. 162 с.

Бирюкова Ю.А. Материалы статистики по обновленческому и григорианскому расколам в Русской Православной Церкви на Северном Кавказе в 1926 г. // Научные труды Донской духовной семинарии: сборник. Вып. 2. Ростов-на-Дону: Антей, 2014. С. 304–306.

Кияшко Н.В. Антицерковная политика власти и положение обновленческих и канонических общин на Кубани в 1920-е годы // Государство, общество, церковь в истории России XX–XXI веков. Материалы XVI Международной научной конференции: в 2 ч. Ч. 2. Иваново: Ивановский государственный университет, 2017. С. 277–282.

Кияшко Н.В. Обновленческий раскол как компонент советской антицерковной политики и его эволюция на Кубани в 1920-е гг. // Вестник Ставропольской духовной семинарии. Вып. 1 (4). Ставрополь: Издательский центр СтДС, 2017. С. 26–42.

Кияшко Н.В. Положение канонических общин и развитие обновленческого раскола на Кубани в 1924–1933 гг. // Патриарх Сергий и церковногосударственные отношения в XX веке: трудный путь к сотрудничеству.

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. C. 162–175.

Курляндский И.А. Сталин, власть, религия (религиозный и церковный факторы во внутренней политике советского государства в 1922–1953 гг.). М.: Кучково поле, 2011. 720 с.

Малахов С.Н., Симонянц С.В. Усиление административного контроля над православными общинами Кубани в конце 1920-х годов // II Виноградовские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции. Армавир: Дизайн-студия Б, 2018. С. 88–92.

Неживых Н.А. Религиозный НЭП. Государственно-церковные отношения в 1920-е гг. (на материалах Западной Сибири). Омск: Омский государственный технический университет, 2012. 157 с.

Пантюхин А., диак. Обновленческое движение Русской православной церкви в 20–40-е гг. XX в. (на материалах Ставрополья и Терека). Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного университета, 2014. 280 с.

Рожков А.Ю. Обновленцы и мученики // Дело мира и любви. Очерки истории и культуры православия на Кубани. Краснодар: Православный Екатеринодар; Традиция, 2009. С. 127–139.

Топоров М.О. Отношение советской власти и общества к обновленчеству на Кубани // Научные горизонты. 2019. № 4 (20). С. 110–119.

Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М.: Общество любителей церковной истории, 1999. 399 с.

Статья на сайте ELibrary.ru Скачать в формате PDF

Поступила: 26.02.2022

Дата публикации в журнале: 28.04.2022

Ключевые слова: «религиозный нэп»; история Русской православной церкви в XX в.; Кубанская епархия; Ставропольская епархия; ВЧК–ОГПУ; обновленческий раскол

Доступно в on-line версии с: 28.04.2022

Для цитирования статьи:
Номер 2, 2022