ISSN 0130-0083
En Ru
ISSN 0130-0083
Базилика Сен-Дени в России XXI века. Рассуждения о памятнике и о методе его исследования

Базилика Сен-Дени в России XXI века. Рассуждения о памятнике и о методе его исследования

Аннотация

В статье рассматриваются новейшие тенденции в историографии искусства Средних веков в России на примере монографии Е.А. Хрипковой о базилике знаменитого аббатства Сен-Дени в северном пригороде Парижа. Вышедшая в 2013 г. книга значительно отличается от более ранних отечественных научных работ, посвященных ранней готике во Франции и за ее пределами, а именно – книг К.М. Муратовой и Е.П. Юваловой, прежде всего — значительно большей научной самостоятельностью и резкой новизной авторской концепции. Однако автор, к сожалению, допускает весьма вольную интерпретацию иконографии порталов Сен-Дени, каковые и являются главной целью исследования, что вызывает недоумение, поскольку название монографии не соответствует ее содержанию. Здесь много произвольных толкований, неточностей описания и библиографических лакун, которые и отмечены в настоящей статье. Основная интерпретация главной сцены центрального портала, а именно — сцены Страшного суда в тимпане, содержит ряд иконографических выводов, которые кажутся совершенно произвольными, в особенности это касается рассуждений о мандорле Спасителя и темы причащения апостолов, в реальности отсутствующей. То же самое относится и к трактовке иконографической программы так называемого Портала Валуа. Поиски текстовых источников для объяснения сюжетного цикла порталов западного фасада недостаточно конкретны, и в результате поиски богословского смысла сугериевского замысла очень далеки от конкретной истории понимания Апокалипсиса и Страшного суда в богословии именно этого времени, а не вообще латинского средневековья. Стилистические аспекты памятника, которые имеют исключительно важное значение для дальнейшего развития искусства ранней готики во Франции, проигнорированы автором. В результате обширная работа представляется малодоказательной. В статье рассматривается также методология иконографических исследований искусства Средних веков и делаются выводы о том, как именно соотносятся текст и изображение в искусстве зрелого «готического» средневековья.

Литература

Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. Одесса: Гнозис, 1919. IV? 167 с.

Всеобщая история архитектуры. В 12 т. / Глав. ред. Н.В. Баранов. 2-е изд., испр. и доп. Т. 4. Архитектура Западной Европы. Средние века. М.: Стройиздат, 1966. 693 с.

Ванеян С.С. Пустующий трон. Критическое искусствознание Ханса Зедльмайра. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 416 с.

Ванеян С.С. «Тело символа» в зеркале классической методологии. М.: Прогресс-Традиция, 2010. 832 с.

Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981. 160 с.

Золотова Е.Ю. Книжная миниатюра Западной Европы XII–XVI веков. Каталог иллюстрированных рукописей в библиотеках, музеях и частных собраниях Москвы. М.: Кучково поле, 2012. 464 с.

Золотова Е.Ю. Книжная миниатюра Западной Европы XII–XIX веков: исследования и атрибуции. М.: БуксМАрт, 2019. 486 с.

Каганов Г.З. Базилика горнего света // Хрипкова Е.А. Базилика СенДени аббата Сугерия. М.: ДПК Пресс, 2013. С. 5–8.

Карсавин Л.П. Культура Средних веков. СПб.; М.: Путь, 1914. 224 с.

Карсавин Л.П. Очерки религиозной жизни в Италии XII–XIII веков. СПб.: Типография МА. Александрова, 1912. 843 с.

Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII–XIII веках, преимущественно в Италии. Пг.: Типография «Научное дело», 1915. 360 с.

Кондаков Н.П. Византийские церкви и памятники Константинополя. Одесса: Типография А. Шульце, 1886. 229 с.

Лазарев В.Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986. 331 с.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. 626 с.

Лясковская О.А. Французская готика: архитектура, скульптура, витраж. М.: Искусство, 1973. 318 с.

Мокрецова И.П., Романова В.Л. Французская книжная миниатюра XIII века в советских собраниях, 1200–1270. М.: Искусство, 1983. 240 с.

Мокрецова И.П., Романова В.Л. Французская книжная миниатюра XIII века в советских собраниях, 1270–1300. М.: Искусство, 1984. 252 с.

Муратова К.М. Мастера французской готики XII–XIII веков: проблемы теории и практики художественного творчества. М.: Искусство, 1988. 448 с.

Муратова К.М. Средневековый бестиарий. М.: Искусство, 1984. 244 с.

Ротенберг Е.И. Искусство готической эпохи. Система художественных видов. М. : Искусство, 2001. 233 с.

Троица Андрея Рублева. Антология / Сост. Г.И. Вздорнов. М.: Искусство., 1981. 216 с.

Тяжелов В.Н. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. М. : Искусство, 1981. 384 с.

Хрипкова Е.А. Базилика Сен-Дени аббата Сугерия. М.: ДПК Пресс, 2013. 356 с.

Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. М.: Русская мысль, 1911. 390 с.

Ювалова Ю.П. Чешская готика эпохи расцвета. 1350–1420. М.: Наука, 1998. 218 с.

Ювалова Е.П. Сложение французской готики. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. 303 с.

Языкова И.К. Аббатство Сен-Дени и аббат Сугерий // Хрипкова Е.А. Базилика Сен-Дени аббата Сугерия. М.: ДПК Пресс, 2013. С. 9–12.

L’Apocalypse de Jean. Traditions exegetiques et iconographiques / Ed. Y. Christe. Geneve: Librairie Droz, 1979. 340 p.

Battistero di Parma, con testi di Jacques Le Goff , Georges Duby, Giovanni Romano, Chiara Frugoni, Bruno Zanardi. In 2 vol. Parma; Milano: Franco Maria Ricci Editore. Vol. 1, 1992. 273 p.; Vol. 2, 1993. 265 p.

Battistero di Parma: iconografi a, iconologia, fonti letterarie / A cura di Giorgio Schianchi. Milano: Vita e Pensiero, 1999. 17, 449 p.

Bergot L.-P. Réception de l’imaginaire apocalyptique dans la littérature française des XIIe et XIIIe siècles. Genève: Droz, 2020. 696 p. (Publications romanes et françaises, vol. 270).

Bonne J.-C. L’Art roman de face et de profi l: le tympan de Conques. Paris: Le Sycomore, 1985. 362 p. (Collection “Féodalisme”).

Bousquet J. La Sculpture à Conques aux XIe et XIIe siècles. Essai de chronologie compare: thèse de doctorat. En 3 vol. Toulouse: Université de Toulouse – Le Mirail, 1971. Vol. 959 p.; Vol. 2. 932 p.; Vol. 3. 35 p.

Christe Y. L’Apocalypse de Jean: sens et développements de ses visions synthétiques. Paris: Picard, 1996. 272 p.

Deichmann F.W. Ravenna. Geschichte und Monumente. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag GMBH. Bd I. Geschichte und Monumente, 1969. 344 S.; Bd II. Kommentar. 

Teil 1. Die Bauten bis zum Tode Th eoderichs des Grossen, 1974. 331 S.; Teil 2, 1976. 380 S.; Teil 3. Geschichte, Topographie, Kunst und Kultur, Indices zum Gesamtwerk, 1989. 384 S.; Teil 4. Plananhang, 1976. 53 pl.; Bd III. Frühchristliche Bauten und Mosaiken von Ravenna, 1969. 21, 14, 405 S.

Demus O. Byzantine Art in the West. New York: New York University Press, 1970. 21, 274 p.

Demus O. Romanische Wandmalerei. Munchen: Hirmer Verlag, 1968. 654 S.

Dodwell C.R. The Pictorial Arts of the West, 800–1200. New Haven; London: The Yale University Press, 1993. 462 p. (Pelican History of Art Series).

Dufois J.-P., Azzoug Y., Rigaux D., Hartmann-Virnich A. Le portail de SaintTrophime d’Arles: naissance et renaissance d’un chef d’œuvre. Arles: Actes Sud, 1999. 174 p.

Erlande-Brandenburg A. La porte du cimetière à l’abbatiale de Saint-Denis dite “Porte des Valois”. Emplacement originel, déplacement, datation // Comptes rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. Année 1999. N 143. Pt. 1. P. 189–217.

Erlande-Brandenburg A. Une tête du prophète provenant de l’abbatiale de SaintDenis. Portail de droite de la façade occidentale // Comptes rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. Année 1992. N 136. Pt. 3. P. 515–543.

Franzé В. Art et réforme clunisienne: le porche sculpté de Beaulieu-sur-Dordogne // Bulletin du centre d’études médiévales d’Auxerre. 2014. 234 p.

Gerson P.L. Suger as Iconographer. The Central Portal of the West Façade of SaintDenis // Abbot Suger and Saint-Denis: a Symposium / Ed. by P.L. Gerson. New York: Metropolitan Museum of Art, 1986. P. 183–198.

Gerson P.L. A West Facade of St.-Denis: An Iconographic Study: PhD Th esis. New York: Columbia University, 1970. 256 p.

Grabar A. Christian Iconography: a Study of its Origins. Princeton: Princeton University Press, 1968. 174 p.

Grabar A. L’iconoclasme byzantin. Dossier archéologique. Paris: College de France, 1957. 277 p.

Grabar A. Martyrium. Recherches sur le culte des reliques et l’art chrétien antique. Vol. 1. Paris: College de France, 1943. 1040 p.

Grabar A. Les voies de la création en iconographie chrétienne, antiquité et moyen âge. Paris: Flammarion, 1979. 341 p.

Grodecki L. Etudes sur les vitreaux de Suger a Saint-Denis. T. II. Paris: Presse de’l Universite de Paris-Sorbonne, 1979. 154 p.

Grodecki L. Le problème des sources iconographiques du tympan de Moissac // Annales du Midi: revue archéologique, historique et philologique de la France méridionale. 1963. Vol. 75. N 64. P. 387–393.

Grodecki L. Les vitraux de Saint-Denis. Étude sur le vitrail au XIIe siècle. T. I. Histoire et Restitution. Paris: Centre national de la Recherche scientifi que, 1976. 251 p. (C.V.M.A., France, série “Études”, I).

Gurevich A.Ya. Problemy srednevekovoy narodnoy kul’tury [Problems of Medieval Popular Culture]. Moscow: Iskusstvo, 1981, 360 p.

Joubert F. La tête de Moïse du portail sud de la façade occidentale de Saint-Denis // Monuments et mémoires publiés par l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. Fondation Eugène Piot. Vol. 71. 1990. P. 83–96.

Laffitte M.P., Denoël Ch. Trésors carolingiens. Livres manuscrits de Charlemagne à Charles le Chauve. Paris: Bibliothèque nationale de France, 2007. 239 p.

Lethaby W.R. The Part of Suger in the Creation of Mediaeval Iconography // The Burlington Magazine. 1914. Vol. 25. N 137. P. 206–211.

Marques-Casanovas J. El Beato de Gerona. Companion Volume to the Facsimile Edition of the Codex Gerundensis. Madrid: Edilan, 1975. 900 p.

Miranashvili N. Th eological Context of a Mural in a Church of the Tetri Udabno Monastery of Gareji // David Gareji. International Conference. Multidisciplinary Study and Development Strategy. Georgia. Proceedings. Tbilisi: [S. n.], 2020. P. 108–113.

Moissac et l’Occident au xie siècle. Actes du colloque de Moissac 3–5 mai 1963. Toulouse: Édouard Privat éditeur, 1964. 2, 84 p.

Noble Th .F.X. Images, Iconoclasm, and the Carolingians. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2009. 496 p.

Panofsky E. Abbot Suger on the Abbey Church of St Denis and Its Art Treasures / Ed., trans. and annot. by E. Panofsky. Princeton: Princeton University Press, 1946. 14, 250 p.

Panofsky E. Note on a Controversial Passage in Suger’s “De Consecratione Ecclesiae Sancti Dionysii” // Gazette des Beaux-Arts. Sixth Series. Vol. XXVI (1944). P. 95–114.

Pitts B.A. Versions of the Apocalypse in Medieval French Verse // Speculum. 1983. Vol. 58. N 1. P. 31–59.

The Royal Abbey of Saint-Denis in the Time of Abbot Suger (1122–1151) / Ed. by S.McK. Crosby, J. Hayward, Ch.T. Little, W.D. Wixom. New York: The Metropolitan Museum of Art, 1981. 128 p.

Rudolph C. Artistic Change at Saint-Denis: Abbot Suger’s Program and the Early 12th-Century Controversy over Art. Princeton: Princeton University Press, 1990. 144 p.

Rudolph C. Inventing the Exegetical Stained-Glass Window: Suger, Huges and a New Elite Art // Art Bulletin. 2011. Vol. 93. N 4. P. 399–422.

Panofsky E. Abbot Suger on the Abbey Church of St Denis and Its Art Treasures / Ed., trans. and annot. by E. Panofsky. Princeton: Princeton University Press, 1946. 14, 250 p.

Panofsky E. Note on a Controversial Passage in Suger’s “De Consecratione Ecclesiae Sancti Dionysii” // Gazette des Beaux-Arts. Sixth Series. Vol. XXVI (1944). P. 95–114.

Pitts B.A. Versions of the Apocalypse in Medieval French Verse // Speculum. 1983. Vol. 58. N 1. P. 31–59.

Rotenberg E.I. Iskusstvo goticheskoy epokhi. Sistema khudozhestvennykh vidov[The Art of the Gothic Epoch. The System of Artistic Types]. Moscow: Iskusstvo, 2001. 233 p.

The Royal Abbey of Saint-Denis in the Time of Abbot Suger (1122–1151) / Ed. by S.McK. Crosby, J. Hayward, Ch.T. Little, W.D. Wixom. New York: The Metropolitan Museum of Art, 1981. 128 p.

Rudolph C. Artistic Change at Saint-Denis: Abbot Suger’s Program and the Early 12th-Century Controversy over Art. Princeton: Princeton University Press, 1990. 144 p.

Rudolph C. Inventing the Exegetical Stained-Glass Window: Suger, Huges and a New Elite Art // Art Bulletin. 2011. Vol. 93. N 4. P. 399–422.

Rudolph С. Inventing the Gothic Portal: Suger, Hugh of Saint Victor, and the Construction of a New Public Art at Saint-Denis // Art History. Vol. 33. 2010. P. 568–595.

Rudolph C. The Mystic Ark: Hugh of Saint Victor, Art, and Th ought in the 12th Century. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2014. 626 p.

Sauerlaender W. Gotische Skulptur in Frankreich: 1140–1270. Munchen: HirmerVerlag, 1970. 205 S.

Sauerlaender W. La sculpture gothique en France. 1140–1270. Paris: Flammarion, 1972. 205 p.

Sauerlaender W. Sculpture on Early Gothic Churches. The State of Research and Open Questions // Gesta. 1970. Vol. 9. N 2. P. 32–48.

Schapiro M. Romanesque Art. Selected Papers. New York: George Braziller, 1977. 368 p.

Schleiermacher F. Rechi o religii k obrazovannym lyudyam, yeye prezirayushchim. Monologi [Über die Religion. Reden an die Gebildeten unter ihren Verächtern. Monologen]. Moskau: Russkaya mysl’, 1911. 390 S.

Schulten S. Die Buchmalerei des 11 Jahrhunderts im Kloster St. Vaastin Arras // Muenchener Jahrbuch den bildenden Kunst. Bd. VII. 1956. S. 49–90.

Schuster P.-K. Melencolia I. Dueres Denkbild. Bd. 1–2. Berlin: Gebruder Mann, 1991. 679 S.

Stoddard W.S. Sculptors of the West Portals of Chartres Cathedral: Th eir Origins in Romanesque and Their Role in Chartrain Sculpture Including the West Portals of SaintDenis and Chartres. New York; London: W.W. Norton and Company, 1987. 17, 252 p.

Stoddard W.S. The West Portals of Saint-Denis and Chartres. Cambridge: Harvard University Press, 1952. 64 p.

Troitsa Andreya Rubleva. Antologiya [Andrei Rublev’s Trinity. Anthology] / Comp. by G.I. Vzdornov. Moscow: Iskusstvo, 1981. 216 p.

Tyazhelov V.N. Iskusstvo Srednikh vekov v Zapadnoy i Tsentral’noy Yevrope [The Art of the Middle Ages in Western and Central Europe]. Moscow: Iskusstvo, 1981. 384 p. (Series “Malaya istoriya iskusstv”).

Vaneyan S.S. Pustuyushchiy tron. Kriticheskoye iskusstvoznaniye Hansa Sedlmayra [The Empty Th rone. Critical Art Criticism by Hans Sedlmayr]. Moscow: Progress-Traditsiya, 2004, 416 p.

Скачать в формате PDF

Поступила: 25.10.2021

Принята к публикации: 15.01.2022

Дата публикации в журнале: 28.02.2022

Ключевые слова: базилика Сен-Дени, Сугерий, иконография, Страшный суд, мандорла, тимпан, портал, готика

Доступно в on-line версии с: 28.02.2022

Для цитирования статьи:
Номер 1, 2022