Ритуалы, достоинство и уважение в центральноазиатском обществе
Аннотация
В работе в рамках экономической антропологии исследуется роль духовных понятий достоинства и уважения в ритуальных практиках локальных культур центральноазиатского региона. Такие культуры нередко исследуют через понятие традиционализма, ориентированного на воспроизводство ритуалов со значительными денежными тратами и базирующегося на традиционных социальных институтах (общине, родовом клане). Подобные практики с увеличением мобильности в современном мире приобретают транснациональный характер и продолжают функционировать в диаспорах по всему миру. Особая роль отводится народному исламу как цементирующему ритуальные практики (в первую очередь свадьбы, похороны, обрезание мальчиков). Вместе с тем в условиях глобализации, модернизации экономики и всех сторон жизни, активной трудовой миграции и бытования транснациональных культур, с усилением коммуникационного вектора денежное поведение различных социальных групп в центральноазиатском регионе меняется. Чрезмерные траты в условиях острой нехватки денежных средств в семьях приводят к закредитованию населения. Тема сокращения расходов вышла из семейно-родового пространства в общегосударственное, а в Таджикистане и Узбекистане на протяжении ряда лет издаются соответствующие законы. Поведение разных социальных групп при организации расточительных или скромных ритуалов во многом определяется пониманием достоинства группы и человека в соответствии с положением предков, социальным статусом, материальным достатком, религиозной ориентированностью. Такое разнообразие факторов и стратегий поведения влияет на слабую реализацию законов. Вместе с тем законы важны для малоимущих групп населения и, с одной стороны, оправдывают скромные ритуалы, а с другой — общество снизу формирует различные адаптационные модели, которые оказываются более гибкими, чем официальные схемы. Понятия уважения и достоинства имеют сложное сущностное наполнение, которое сочетает в себе и нравственные императивы, и отголоски сословного разделения общества до установления советской власти, и понятия о престиже и номенклатурных статусах советского времени, и разделения на основе материального достатка в постсоветский период.
Литература
Абашин С.Н. Вопреки «здравому смыслу»? (К вопросу о «рациональности/иррациональности» ритуальных расходов в Средней Азии) // Вестник Евразии. 1999. № 1–2 (6–7). С. 87–107.
Гофман А.Б. Традиция, солидарность и социологическая теория. Избранные тексты. М.: Новый Хронограф, 2015. 496 с.
Греймас А.Ж., Фонтаний Ж. Семиотика страстей. От состояния вещей к состоянию души. М.: УРСС: ЛЕНАНД, 2015. 336 с.
«Жить в двух мирах»: переосмысляя транснационализм и транслокальность / Сборник статей. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 520 с. (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»).
Жить с достоинством: сборник статей / Под ред. О. Хархордина. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. 144 с. (Серия “RES PUBLICA”. Вып. 10).
Калачев Б., Поляков С. Бытовой ислам // Молодой коммунист. 1989. № 2. С. 30–38.
Ларина Е.И. Среднеазиатская этнография профессора С.П. Полякова: наука и инструментальность // Востоковедческие исследования на постсоветском пространстве: Сборник научных статей, посвященный памяти профессора С.П. Полякова. М.: Издательство МГУ, 2014. С. 21–34. (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 67. Сер. 2, Исторические исследования; 28).
Ларина Е.И., Наумова О.Б. Сквозь модернизацию: традиции в современной жизни российских казахов. М.: СПб.: Нестор-История, 2016. 304 с.
Малиновский Б. Избранное. Аргонавты западной части Тихого океана. М.: РОССПЭН, 2004. 249 с., илл.
Миронов В.В. Процессы трансформации культуры в глобализирующемся мире: коммуникационный вектор // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2010. № 3. С. 3–25.Многоликая глобализация / Под ред. П. Бергера и С. Хантигтона. М.: Аспект Пресс, 2004. 379 с.
Наумова О.Б. Частное пространство в системе ценностей традиционного общества // Этнографическое обозрение. 2014. № 4. С. 77–93.
Поляков С.П. Традиционализм в современном среднеазиатском обществе. М. [б/изд.], 1989. 112 с.
Рашкофф Д. Медиавирус. Как попкультура тайно воздействует на ваше сознание. М.: Ультра-культура, 2003. 363 с.
Фуко М. Политическая функция интеллектуала // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2002. 384 с.
Юргенсмейер М. «Ужас Мой пошлю пред тобою»: религиозное насилие в глобальном масштабе. М.: Новое литературное обозрение, 2022. 496 с. (Серия “Studia religiosa”).
Hofstede G., Hofstede G.J., Minkov M. Cultures and organizations: soft ware of the mind. New York et al.: Mc Graw Hill, 2015. 279 p.
Sahlins M. Poor Man, Rich Man, Big-Man, Chief: Political Types in Melanesia and Polynesia // Comparative Studies in Society and History. 1962. Vol. 5. N 3. P. 285–303.
Поступила: 25.10.2021
Принята к публикации: 15.01.2022
Дата публикации в журнале: 28.02.2022
Ключевые слова: Центральная Азия, традиционализм, ритуал, достоинство, уважение, моральная норма, социальный статус, глобализация, трудовые мигранты, коммуникационный вектор
Доступно в on-line версии с: 28.02.2022