ISSN 0130-0083
En Ru
ISSN 0130-0083
«Духовная брань» преподобных XIV–XV вв. в ходе сакрализации пространства

«Духовная брань» преподобных XIV–XV вв. в ходе сакрализации пространства

Аннотация

Работа посвящена житийным сюжетам, повествующим о «духовной брани» основателей монастырей XIV–XV вв., которая происходила в период между вселением отшельника в избранное пустынное место и созданием монастыря. Именно в это время происходил процесс сакрализации пространства будущей обители — преобразования нечистого, «чужого» места в святое. Большое количество житий преподобных, описывающих практики сакрализации пространства, включают эпизоды борьбы с демонами. Анализ данных агиографических сюжетов позволяет утверждать, что в представлении многих агиографов мотив противостояния бесам является неотъемлемой частью четко оформленной и одновременно оригинальной системы описания духовного освоения места, на котором возникнет монастырь. По замечанию агиографов, преподобные удалялись в глухие, безлюдные места, подвластные демонам. Начало сакрализации этих мест (водружение креста, часовни, подвиги молитвы и воздержания) воспринимается в житиях как сильнейший удар по бесам. В свою очередь демоны пытались устрашить отшельников и прогнать их с избранного места самыми изощренными способами. Усиливая реалистичность бесовских наваждений, агиографы описывали их появления в человеческом или зверином облике. В отдельных памятниках сообщается, как дьявол направлял разбойников, язычников или окрестных жителей с целью навредить или даже убить преподобных. Эти сюжеты представляют собой разновидность мотива «духовной брани», в котором страх перед духовной опасностью дополняется угрозами физической расправы. В каждом случае отшельник должен был устоять перед нападками и не покидать выбранного места дополной победы над демонами. Соответствующие житийные эпизоды сопровождаются описанием способов борьбы отшельников с наваждениями. По представлению агиографов, иноки использовали в качестве «оружия» молитвы, сотканные из стихов псалмов и новозаветных цитат, Иисусову молитву и крестное знамение. Согласно житиям, появление обители на месте подвигов преподобного становилось возможным только после его победы над бесами, которая нередко знаменовала переход к завершающей стадии процесса сакрализации пространства.

Литература

Агапкина Т.А. Лес // Славянские древности: этно лингвистический словарь: в 5 т. / Под ред. Н.И. Толстого. Т. 3. М.: Международные отношения, 2004. С. 97–98.

Алмазов А. Тайная исповедь в православной восточной церкви. Т. 1. Одесса: Типография Штаба Одесского военного округа, 1894. 609 с.

Антонов Д.И., Майзульс М.Р. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: Семиотика образа. М.: Индрик, 2011. 375 с.

Белова О.В. Славянский бестиарий: Словарь названий и символики. М.: Индрик, 2001. 318 с.

Белова О.В., Петрухин В.Я. Фольклор и книжность: миф и исторические реалии. М.: Наука, 2008. 262 с.

Борисов Н.С. Сергий Радонежский. 5-е изд. М.: Молодая гвардия, 2014. 298 с.

Буланин Д.М. Житие Антония Великого // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. Ленинград: Наука, 1987. С. 132–135.

Волкова Т.Ф. Художественная структура и функции образа беса в Киево-Печерском патерике // ТОДРЛ. Т. 33. Ленинград: Наука, 1979. С. 228–237.

Гальковский Н.М. Борьба Христианства с остатками язычества в древней Руси. Т. 1. Харьков: Епархиальная типография, 1916. IV, 376 с.

Грихин В.А. Лекции по древнерусской литературе. М.: Греко-латинский кабинет, 2017. 480 с.

Гура А.В. Демонологические свойства животных в славянских мифологических представлениях // Славянский и балканский фольклор. Народная демонология. М.: Индрик, 2000. С. 303–313.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. 303 с.

Иванов М.С. Бес // Православная энциклопедия. Т. 4. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. С. 683–686.

Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 1. М.: Благозвонница Литагент, 2012. 827 с.

Калугин В.В. Житие Трифона Печенгского, просветителя саамов в России и Нор вегии. М.: Древлехранилище, 2009. 600 с.

Кириллин В.М. Очерки о литературе Древней Руси. Сергиев Посад: Издательство Московской Духовной академии, 2012. 286 с.

Клосс Б.М. Избранные труды. Т. 1. Житие Сергия Радонежского. М.: Языки русской культуры, 1998. 564 с.

Конявская Е.Л. Нравственное значение Киево-Печерского патерика в древнерусской культуре XV века // Герменевтика древнерусской литературы X–XVI вв. Сб. 3. М.: Типография Министерства культуры СССР, 1992. С. 288–312.

Кузьмина М.К. Канон преподобнического жития сквозь призму библейских цитат. М.: Водолей, 2017. 399 с.


Скачать в формате PDF

Поступила: 15.11.2021

Принята к публикации: 15.01.2022

Дата публикации в журнале: 28.02.2022

Ключевые слова: монастырское возрождение», агиография, демонология, основание монастыря, «духовная брань», отшельники

Доступно в on-line версии с: 28.02.2022

Для цитирования статьи:
Номер 1, 2022