ISSN 0130-0083
En Ru
ISSN 0130-0083
Садово-парковое искусство Ахеменидского Ирана. К проблеме реконструкции и типологии древнеперсидских парадизов

Садово-парковое искусство Ахеменидского Ирана. К проблеме реконструкции и типологии древнеперсидских парадизов

Аннотация

Столичные дворцовые комплексы Ахеменидского Ирана (VI–IV вв. до н.э.) в Пасаргадах, Сузах и Персеполе воплотили принцип большого синтеза искусств, в котором органично соединились архитектура и скульптура, а также ландшафтная среда. Именно в эпоху Ахеменидов возникает особый тип иранского регулярного сада — парадиза, следы которого были обнаружены археологами в центре дворцового комплекса в Пасаргадах. Анализ античных источников (трудов Ксенофонта и Луция Флавия Арриана) позволяет выявить специфику древнеперсидских садов-парадизов и охотничьих парков, их различные подвиды, особенности устройства и семантики дворцового сада. Изучение клинописных табличек из «фортификационного архива» и «архива сокровищницы» Персеполя также предоставляет ценные данные о найме специальных работников, ухаживавших за царскими садами. Кроме того, эламские клинописные таблички из Персеполя указывают на существование приусадебных садов (“partetaš”), которые заметно отличались от парадизов, поскольку имели преимущественно сельскохозяйственное назначение. Рассмотрение сохранившейся каменной ирригационной системы царского парадиза Пасаргад позволяет выявить строгую геометрическую планировку ахеменидских садов с пересекающимися аллеями, которые создают четырехчастную структуру сада. Впоследствии иранское садово- парковое искусство возьмет эту композицию за основу персидского четы- рехчастного сада («чахар баг»). Наличие компактных парковых павильонов сближает царский парадиз Пасаргад с более ранними ассирийскими садами в

Статья на сайте ELibrary.ru

Поступила: 25.04.2019

Дата публикации в журнале: 30.10.2019

Ключевые слова: Ахеменидский Иран; садово-парковое искусство; древнеперсидские охотничьи парки; парадиз в Пасаргадах; царские сады в Сузах и Персеполе; Марлен Ларюэль; Александр Эткинд; Бруно Масаеш

Доступно в on-line версии с: 30.10.2019

Для цитирования статьи:
Номер 5, 2019