ISSN 0130-0083
En Ru
ISSN 0130-0083
Об особенностях сюжетной программы и иконографии скульптурного фриза римского театра Филипп

Об особенностях сюжетной программы и иконографии скульптурного фриза римского театра Филипп

Аннотация

Рельефный цикл, обнаруженный в 1997 г. при раскопках театра Филипп, древнего македонского города, был создан в период римской реконструкции здания между 150 и 170 гг. н.э. Сюжет фигуративного ансамбля, размещенного на восьми пилонах, в научной литературе связывается с драмой Еврипида «Вакханки». из пяти сохранившихся фигур одна идентифицируется в качестве фракийского царя Ликурга в образе охотника, четыре другие - как менады. однако анализ композиции и выбор персонажей позволяет сделать предположение об опоре нарративного цикла на иную сюжетную линию, а именно - «Тетралогию Диониса» Эсхила. иконография менады, размещенной на третьем пилоне, идет вразрез с трактовкой мифа о Ликурге и принятой в римском (и в классическом) искусстве формулой изображения. Этот женский образ становится ключевым в реконструкции сюжета цикла, выступая смысловым центром композиции. Меч и отрубленная голова в руках указывают на военизированные оттенки культа Диониса в римской империи. Так, иконография фигуры имеет параллели с образами амазонок, которые становятся новыми спутницами Диониса и даже входят в состав его войска. образ отрубленной головы, с одной стороны, отсылает в теме варварского военного обряда, вошедшего в репертуар римского искусства, с другой - может быть связан с сакральным аристократическим обрядом, принятым на территории Фракии и имеющим отношение к орфическим представлениям. наконец, триумфальные мотивы в иконографии фигуры, ее очевидная связь с культом Диониса и ориентация нарратива на афинскую драму V в. до н.э. могут указывать на совмещение нескольких сюжетов в одном цикле. Таким образом, если общая композиция рельефного цикла театра в Филиппах обнаруживает преемственность по отношению к классической эпохе, то женский образ на третьем пилоне призван обозначить новый - римский - взгляд на театральную драму и культ Диониса.

Литература

Бергеман И. Смешанный стиль поздней классики или эллинистическая традиция в изображении битвы // Боспорский рельеф со сценой сражений (Амазономахия?) / Под ред. Е.А. Савостиной. М.; СПб.: ГМИИ им.А. С. Пушкина, 2001. С. 118–144.

Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996. 975 с.

Савостина Е.А. «Боспорский стиль» и сюжеты Геродота в пластике Северного Причерноморья // Боспорский рельеф со сценой сражений (Амазономахия?) / Под ред. Е.А. Савостиной. М., СПб.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2001. С. 284–300.

Димитрова Д. (Dimitrova D.) Гробницата на цар Севт III в могила Голяма Косматка. The Tomb of King Seuthes III in Golyama Kosmatka. София: Арос, 2015. 376 с.

Домарадски М. Келтите на Балканския полуостров, IV–I в. пр. н. е. София: Наука и Изкуство, 1980. 176 с.

Илиева П., Генов Н. Тракийските съкровища и долината на тракийските царе. София: Хермес, 2011. 216 c.

Κουκούλη-Χρυσανθάκη Χ., Καραδέδος Γ. [Кукýли-Хрюсантхáки Х., Карадэ́дос Г.] Ανασκαφικές έρευνες στο θέατρο Φιλίππων [Раскопки театра в Филиппах] // ΑΕΜΘ. 1999. 13. Σ. 69–87.

Κουκούλη-Χρυσανθάκη Χ., Καραδέδος Γ. [Кукýли-Хрюсантхáки Х., Карадэ́дос Г.] Το αρχαίο θέατρο των Φιλίππων [Древний театр Филипп] // Αρχαία θέατρα της Μακεδονίας [Древние театры Македонии] / Επιστημονικη ενιμελεια Α. Βελενη [Научный обзор А. Велени]. Αθήνα [Афины]: Διάζωμα, 2012. Σ. 193–219.

Bruhl A. Liber Pater. Origine et expansion du culte dionysiaque à Rome et dans le monde romain. Paris: De Boccard, 1953. 355 p.

Collart P. Philippes, Ville de Macédoine, Depuis ses Origines Jusqu’à la fin de L’Époque Romaine. Paris: de Boccard, 1937. 558 p.

Damaskos D. Die Rezeption der Vergangenheit im Makedonien der mittleren Kaiserzeit // Εinige Überlegungen in Arte e memoria culturale nell’età della Seconda Sofistica. Catania: Edizioni del Prisma, 2007. S. 117–123.

Delev P. The Edonians // Thracia. 2007. 17. P. 85–106.

Devambez P. Amazones // Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae I.1. Zürich; München; Düsseldorf: Artemis and Winkler Verlag, 1981. P. 586–653.

Dimitrova D. 5th–4th c. BC. Thracian orphic tumular burials in Sliven region (southeastern Bulgaria) // Tumuli Graves — Status Symbol of the Dead in the Bronze and Iron Ages in Europe. Les tombes tumulaires — symboles dustatut des défunts dans les âges du Bronze et du Fer en Europe / Ed. by V. Sirbu, C. Schuster. Oxford: BAR international series 2396, 2012. P. 77–84.

Farnoux A. Lykourgos // Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae VI.1. Zürich; München; Düsseldorf: Artemis and Winkler Verlag, 1992. P. 309– 319.

Fol A., Marazov I. The Thracians. London: St. Martin’s Press edition, 1977. 160 p.

Garezou Μ-Х. Orpheus // Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae VII.1. Zürich; München; Düsseldorf: Artemis and Winkler Verlag, 1994. P. 81–195.

Guthrie W. Orpheus and Greek Religion. Princeton University Press, 1993. 290 p.

Hall E. Introduction: pantomime, a lost chord of ancient culture // New directions in ancient pantomime / Ed. by E. Hall, R. Wyles. Oxford, 2008. P. 1–43.

Hauser F. Die neu-attischen Reliefs. Stuttgart: K. Wittwer, 1889. 173 s.

Heuzey L., Daumet Η. Mission archeologique de la Macedoine. Paris: Librairie de Firmin-Didot et C.ie., 1876. 505 p.

Karadedo, G., Koukouli-Chrysanthaki Ch. Theater of Philippi // ΑΕΜΘ. 2011. 15. Σ. 99–111.

Linforth I. The Berkeley: University of California Press, 1941. 370 p.

Strack P. Untersuchungen zur römischen Reichsprägung des zweiten Jahrhunderts.

Teil II, Die Reichsprägung zur Zeit des Hadrian. Stuttgart: Verlag von W. Kohlhamme, 1933. 250 s.

Touchette L.-A. The Dancing Maenad Reliefs: Continuity and Change in Roman Copies (Bulletin of the Institute of Classical Studies. Suppl. 62). 1995.119 p.

Trendall T., Webster B. Illustrations of Greek Drama. London: Phaidon, 1971. 159 p.

West M. The Orphic Poems. Oxford: Clarendon press, 1983. 275 p.

West M. Studies in Aeschylus. Stuttgart: B.G. Teubner, 1990. 406 p.

Wadsworth E.L. Stucco Reliefs of the First and Second Centuries Still Extant in Rome // Memoirs of the American Academy in Rome. 1924. Vol. 4. P. 9–102.

Статья на сайте ELibrary.ru

Поступила: 15.01.2021

Дата публикации в журнале: 30.04.2021

Ключевые слова: римский театр; менада; амазонка; культ Диониса; Орфей; Пенфей; Ликург

Доступно в on-line версии с: 30.04.2021

  • Для цитирования статьи:
Номер 2, 2021