Скульптуры группы «Восьми легионов» (734 г.) из Храма Кофукудзи в Нара
Аннотация
Автор статьи исследует, как на Дальнем Востоке трансформировалась иконография восьми небесных полководцев (каждый из которых персонифицирует целый класс мифологических существ), восходящая к санскритским источникам, и как она интерпретировалась в ансамбле скульптур 734 г. из монастыря Кофукудзи. «Восемь легионов» — это совокупность автономных статуй, связанных тематически, иконографически и стилистически. Состав участников в группе восходит к текстам сутр, которые активно изучались в монастырях и храмах. В подобных группах, распространенных в средневековом буддийском искусстве Японии, четное количество фигур связано с функцией предстояния, сопровождения или символической охраны главного героя. Эту роль играет и группа «Восьми легионов», или небесных полководцев, обратившихся к учению Будды и защищающих его. Это одна из самых ранних в Японии множественных групп, распространенных в буддийской скульптуре Дальнего Востока. В статье прослеживаются этапы модификации восьми небесных полководцев в их китайской и японской интерпретации, которая выразилась в изменении их имен в направлении большей индивидуализации. В художественной трактовке их облика в скульптурах монастыря Кофукудзи при общем стилистическом единстве также наблюдается стремление к созданию неповторимых индивидуальных образов. В них варьируются такие особенности, как возраст, наличие или отсутствие усов и бороды, прическа, черты лица и его овал. Все скульптуры снабжены узнаваемыми иконографическими атрибутами, в применении которых прослеживаются единые принципы. Так, зооморфные или химерические элементы сосредоточены на голове и плечах, в отличие от исходных древнеиндийских мифологических представлений. При этом в трактовке звериных маскаронов можно отметить связь с эстетикой театрализованных буддийских представлений в масках Гигаку. Таким образом, сложный канон, подчиненный буддийским вербальным источникам и дополненный вкраплениями мотивов дальневосточных автохтонных религий и народных представлений, воплотился в выдающееся явление искусства благодаря его разнообразной и изобретательной трактовке.
Литература
Anarina N.G. Istoriya yaponskogo teatra. Drevnost’ i srednevekov’e: skvoz’ veka v XXI stoletie [History of Japanese Theater. Antiquity and the Middle Ages: Through the Ages into the 21st Century]. Moscow: Natalis, 2008. 336 p.
Ienaga Saburo. Istoriya yaponskoy kul’tury [History of Japanese Culture]. Moscow: Progress, 1972. 229 p.
Ignatovich A.N. Buddizm v Yaponii. Ocherk ranney istorii [Buddhism in Japan.
A Sketch of Early History]. Moscow: Nauka, 1987. 318 p.
Iofan N.A. Kultura drevney Yaponii [Culture of Ancient Japan]. Moscow: Nauka, 1974. 264 p.
Juni Shinsho. Fier der Zwölf Göttlichen Generäle // Im Licht des Grossen Buddha. Schatze des Todaiji-Temples. Katalog. Nara / Hrsg. von A. Schlombs. Köln: Museum für Ostasiatische Kunst, 1999. S. 266–268.
Kleinschmidt P. Die Masken der Gigaku der ältesten Theaterform Japans. Köln: Universität Köln, 1966. 458 p.
Kuno T. A Guide to Japanese Sculpture. Tokyo: Mayuyama & Co, 1963. 202 p. Kuzhel’ Yu.L. XII vekov yaponskoy skul’ptury [Twelve Centuries of Japanese Sculpture]. Moscow: Progress-Traditsiya, 2017. 496 p.
Lee Sh.E. A History of Far Eastern Art. 5th ed. New York: Prentice Hall, H.N. Abrams, 1994. 576 p.
奈良国立博物館なら仏像館名品図録 [Nara kokuritsu hakubutsukan. Bukkyou choukoku ka no meihin no zuroku] [Nara National Museum. Masterpieces of the Buddhist Sculpture Hall: A Catalogue]. 奈良 [Nara]: 奈良国立博物館 [Nara kokuritsuhakubutsukan], 2022. 206 p.
Noma Seiroku, Rosenfield J.M., Bin Takahashi. The Arts of Japan: Ancient and Medieval. Tokyo: Kodansha International, 2003. 308 p.
Ortolani B. The Japanese Theatre: From Shamanistic Ritual to Contemporary Pluralism. Princeton: Princeton University Press, 1995. 375 p.
Paine R.T., Soper A. The Art and Architecture of Japan. New Haven: Yale University Press, 1981. 521 p. (Pelican History of Art).
Stanley-Baker J. Japanese Art. London: Thames and Hudson, 2014. 224 p.
田中義恭, 星山普也 [Tanaka Yoshiyasu, Yoshiyama Shinya].『目で見る仏像事典』[Me de miru, butsuga no zukai jinori] [“Seeing with the Eyes”: An Illustrated Dictionary of Buddhist Images]. 東京 [Tokyo]: 東京美術 [Tokyo Bijutsu], 2000. 785 p. Tsuji Nobuo. History of Art in Japan. New York: Columbia University Press, 2019. 664 p.
Vinogradova N.A. Skulptura Yaponii III–XIV vv. [Sculpture of Japan from the Third through the Fourteenth Century]. Moscow: Izobrazitel’noye iskusstvo, 1981. 240 p.
Vinogradova N.A., Nikolaeva N.S. Iskusstvo stran Dal’nego Vostoka [Art of Far Eastern Countries]. Moscow: Iskusstvo, 1979. 372 p. (Malaya istoriya iskusstv [A Brief History of Art], 8).
山本勉 [Yamamoto Tsutomu]. 日本仏像史講義 [Nihon ni o ke ru bukkyou choukoku no rekishi ni kansuru kougi] [Lectures on the History of Japanese Buddhist Sculpture]. 東京 [Tokyo]: 平凡社 [Heibonsha], 2015. 304 p.
Поступила: 02.04.2024
Дата публикации в журнале: 24.12.2024
Ключевые слова: буддийская иконография, японская скульптура, небесные полководцы, группы статуй, «Восемь легионов», монастырь Кофукудзи

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная