Образ крепости в русской архитектуре последней трети XVIII в.: история вопроса и проблема метода
Аннотация
Образ крепости в архитектуре появляется в Новое время, когда конструктивные элементы и объемно-пространственные схемы, характерные для оборонительных сооружений, оказываются включенными в произведения гражданского зодчества, утратив свой первоначальный функциональный смысл, но при этом сохранив отчетливые черты прототипа. В отечественной историографии сложилось представление о тождественности архитектурных воспроизведений образа крепости и неоготи- ческого стиля последней трети XVIII в. Оно формировалось постепенно, вырастая из образных сравнений дореволюционных эссеистов и советских искусствоведов. Периодически повторяясь, эти сравнения, тем не менее, не становились предметом исследовательской рефлексии, так как фокус внимания был нацелен преимущественно на проблемы стиля. Наравне с устойчивой ассоциацией «замка» и «готичности» возник еще один топос — истолкование образа крепости в русской неоготике XVIII в. как мемориала русско-турецких войн, привнесший в историю вопроса стереотип об ориенталистской подоплеке некоторых построек. Отмеченнные общепринятые концепции при более внимательном рассмотрении оказываются неприменимыми к целому ряду памятников: образ крепости появился в русской архитектуре еще до турецких кампаний и увлечения неоготикой Екатерины II, а вполне классицистические сооружения, наделенные чертами замка, строились параллельно с эталонными памятниками русской неоготики. Осознание предельности изучения стиля так или иначе приводило исследователей к проблематике архитектурной образности. Интерпретация образа открывала новые пути, иную «оптику», позволившую выявить связи отдельных памятников с европейским архитектурным контекстом и объяснить генезис их форм, а также реконструировать стоящие за ними идейные программы. Анализ историографии и современного состояния вопроса позволяет не только констатировать существование образа крепости как явления в архитектуре, располагавшегося вне стилей и присущего разным национальным школам, но использовать его как некий конструкт, который откроет путь для концептуализации целого круга хронологически и морфологически близких сооружений в русской архитектуре последней трети XVIII в.
Литература
Андреева Л.В. Царицыно Баженова — императорская подмосковная резиденция. Диалог с древними строениями Московского Кремля // Царицынский научный вестник. 1993. № 1. С. 66–74.
Аронова А.А. «Нежная готика» Василия Баженова и образ крепости в русской культуре XVIII века // Василий Баженов и грекоготический вкус. М.: Государственный институт искусствознания, 2019. С. 128–146.
Бондаренко И.Е. Архитектор Матвей Федорович Казаков. М.: Московское архитектурное общество, 1912. 45 с.
Борисова Е.А. Ранний романтизм и русская архитектура // Мир искусств. Альманах. М.: ГИТИС, ВНИИ искусствознания, 1991. С. 366–384.
Врангель Н.Н. Венок мертвым. СПб.: Типография Сириус, 1913. 187 с
Згура В.В. Новые памятники псевдоготики // Сборник общества изучения русской усадьбы. 1927. № 1. С. 1–4.
Каждан Т.П. Архитектурные памятники XVIII века в селе Вишенки // Ежегодник Института истории искусств, 1960. С. 149–179.
Кириченко Е.И. Неклассические тенденции в русской архитектуре эпохи классицизма // Матвей Федорович Казаков и архитектура классицизма. М.: НИИ теории архитектуры и градостроительства, 1996. С. 142–162.
Кожин Н.А. Основы русской псевдо-готики XVIII в. Села Знаменки Тамбовской губернии. Ленинград: Типография ИНТРУД, 1924.
Кожин Н.А. Основы русской псевдо-готики XVIII века. Село Красное, Рязанской губернии. Л.: Academia, 1927.
Лукомский Г.К. Гребнево // Столица и усадьба. 1917. № 75. С. 4–8.
Лукомский Г.К. Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства. Часть I. Петроград: Шиповник, 1916. 396 с.
Орехова Е.М. «Великолепные чертоги…» Резиденции Г.А. Потемкина в Петербурге и окрестностях // «Это сам Потемкин!» К 280-летию Светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2020. С. 116–131.
Снегирев В.Л. Архитектор В.И. Баженов: очерк жизни и творчества к 200-летию со дня рождения. М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1937. 186 c.
Соколов М.Н. Три пути в рай. Природа, религия и искусство в пространстве сада. М.: Страдиз, Феория, 2014. 719 с.
Спащанский А.Н. Гатчина во второй половине XVIII века. Рождение резиденции. СПб.: Паритет, 2019. 384 с.
Тартаковская Е.А. Чесменский дворец // Изобразительное искусство. Л.: Academia, 1927. С. 171–193.
Тростянец // Столица и усадьба. 1916. № 54. С. 3–6.
Швидковский Д.М. Псевдоготика в русской архитектуре 1770–1780-х гг., ее английские источники и западноевропейские аналоги // Архитектурное наследство. 2001. № 44. С. 136–146.
Bolton A.T. Th e architecture of Robert & James Adam (1758–1794). Vol. 2. London: Country Life: George Newnes; New York: Charles Scribner’s Sons, 1922. P. 88–98.
Haggerty G.E. Queering Horace Walpole // Studies in English Literature, 1500–1900. Restoration and Eighteenth Century. 2006. Vol. 46. N 3. P. 543–562.
Поступила: 03.06.2023
Дата публикации в журнале: 04.11.2024
Ключевые слова: историография русской архитектуры; интерпретация образа; неоготика; замковый стиль; русская усадебная архитектура; иконография архитектуры
Доступно в on-line версии с: 04.11.2024
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная