Модернизация транспортной инфраструктуры китайско-восточной железной дороги: создание почтово-телеграфной системы вдоль Кайдаловской ветви на рубеже XIX–XX вв.
Аннотация
Создание развитой почтово-телеграфной системы в конце XIX —начале XX в. являлось важным показателем модернизации общества наряду со строительством железных дорог. Эффективная эксплуатация Китайско-Восточной железной дороги и ее соединительной ветви — Кайдаловской линии — напрямую зависела от организации связи вдоль железной дороги. Обеспечение полноценной почтово-телеграфной связи было также важно и для местного населения. Целью данного исследования является реконструкция и анализ процесса формирования почтово-телеграфной системы вдоль Кайдаловской линии Забайкальской железной дороги. В связи с изменением административной принадлежности Забайкальской области в течение XX в. сведения по интересующему нас вопросу разбросаны по разным центральным и региональным архивам России. В основном же эти материалы находятся в Российском государственном историческом архиве, Государственном архиве Республики Бурятия, Государственном архиве Иркутской области и Государственном архиве Забайкальского края. После сбора и детального анализа имеющихся данных авторы пришли к выводу, что процесс создания почтово-телеграфной системы вдоль Кайдаловской линии был сложным и занял много времени. До строительства железных дорог в административном центре Агинской степной думы почта и телеграф отсутствовали. Хотя во время строительства Кайдаловской линии в Чинданте была открыта первая почта, в дальнейшем процесс формирования полноценной почтово-телеграфной системы в данном регионе затянулся вплоть до Первой мировой войны, главным образом — из-за отсутствия достаточного финансирования со стороны правительства. Несмотря на интерес властей к модернизации системы связи во благо развития местного населения и многократные просьбы органов самоуправления во главе с Агинской степной думой, а в дальнейшем — Агинским инородческим волостным правлением, почтово-телеграфные отделения вдоль Кайдаловской линии в первую очередь открывались именно в то время и в тех местах, где возникала острая необходимость в военном присутствии или в железнодорожном строительстве.
Литература
Базилевич К.В. Почта в России в XIX в. М.: Издательство НКПТ, 1927. 196 с.
Ведмидь А. Через степи Даурии (К 100-летию ввода в постоянную эксплуатацию Кайдаловской ветви Забайкальской железной дороги). Чита: Забтранс, 2001. 54 с.
Вигилев А.Н. История отечественной почты. М.: Радио и связь, 1990. 312 с.
Высоков М.С. История почты, телеграфа и радио на Дальнем Востоке России (40-е гг. XVII — начало XX в.). Южно-Сахалинск: Издательство СахГУ, 2004. 120 с.
Высоков М.С. Российская империя на путях модернизации: зарождение и развитие электросвязи в XIX — начале XX вв.: дис. ... доктора ист. наук. СПб.: РГПУ имени А.И. Герцена, 2004. 468 c.
Дмитриева Н.В. На пути к КВЖД: финансовая составляющая истории строительства Кайдаловской железнодорожной ветви // Новейшая история России. 2023. Т. 13. № 4. С. 861–874.
Матафонова О.И., Никончук А. Станция Оловянная: взгляд в прошлое (очерк по следам школьного проекта). Чита: ИРО Забайкальского края, 2022. 154 с.
Санжиева Т.Е. Почтовая связь Забайкалья в конце XIX — начале XX века // Иркутский историко-экономический ежегодник. Иркутск: Издательство Байкальского государственного университета, 2016. С. 182–188.
Ходяков М.В., Чжао Чжицин. Строительство церквей в Забайкалье и Китайско-Восточная железная дорога: Кайдаловская ветвь на рубеже XIX–XX веков // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2023. Т. 22. № 8. С. 100–111.
Шперк Ф. Россия Дальнего Востока. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1885. 503 с.
Поступила: 25.05.2023
Дата публикации в журнале: 16.09.2024
Ключевые слова: Китайско-Восточная железная дорога; почтово-телеграфная связь; Кайдаловская линия; Забайкальская железная дорога; Забайкалье; Агинское; Могойтуй; Борзя
Доступно в on-line версии с: 16.09.2024

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная