ISSN 0130-0083
En Ru
ISSN 0130-0083
Предпразднства и попразднства в календарной практике домонгольской Руси

Предпразднства и попразднства в календарной практике домонгольской Руси

Аннотация

Вместе с христианством на Русь пришел церковный календарь, значение которого быстро вышло за рамки руководства для организации богослужений. Уже в первые столетия после крещения Руси древнерусская элита стала систематически увязывать важнейшие события политической и церковной жизни с праздничными вехами месяцесловного, минейного и недельного богослужебных циклов, в чем можно видеть как духовные и символические, так и практические причины. Тема подобных приурочений как составной части внебогослужебной календарной практики на Руси активно изучается в последние годы, в том числе и автором данной статьи. В настоящей работе (впервые в историографии) ставится вопрос о том, придавали ли древнерусские князья и епископы при планировании своих публичных церемоний значение тому, что многие главные торжества церковного года, помимо основного дня празднования, имели и так называемые преди попразднства. Границы этих богослужебных периодов (подобно многодневным постам) регулировались церковными уставами, включая бытовавший в домонгольской Руси Студийско-Алексиевский типикон. И хотя в источниках домонгольского времени отсутствуют эксплицитные ответы на поставленный выше вопрос, в них содержится немало свидетельств совпадения княжеских и епископских церемоний с этими многодневными праздничными периодами. Речь идет о закладках и освящениях храмов, перенесении святынь, входах владык в свои кафедральные города после хиротоний, посажениях на столы князей, их съездах, выходах в военные походы и брачных ритуалах. Среди этих событий особого внимания заслуживают те, которые не были приурочены ко дням, и без того часто избиравшимся при планировании значимых общественных мероприятий, — к воскресеньям и канунам праздников. Анализируя выявленные данные, автор пришел к выводу, что преди попразднства действительно находились в поле зрения организаторов церемоний и воспринимались ими, по-видимому, как сакрально-смысловые «поля» праздников. Причем сказанное относится к представителям не только церковной, но светской элиты.

Литература

Абрамович Д.И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг.: Типография Императорской Академии наук, 1916. XII, 207 с.

Артамонов Ю.А. О времени совершения архиерейских хиротоний в Древней Руси // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2021. № 4 (86). С. 168–183.

Бережков Н.Г. Хронология русского летописания. М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. 376 с.

Виноградов А.Ю. День освящения храма в традиции Восточной Церкви (IV–XIII века.): стратегии выбора // Средние века: Исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени. Вып. 73 (1–2). М.: ИВИ РАН, 2012. С. 154–177.

Виноградов А.Ю. Особенности борисоглебских торжеств в свете византийской традиции // Slověne = Словѣне: International Journal of Slavic Studies. 2012. № 2. С. 117–134.

Карпов А.Ю. Исследования по истории домонгольской Руси. М.: Квадрига, 2014. 391 с.

Лаушкин А.В. «Приходи Ярополкъ ко Всеволоду на Великъ день»: княжеские съезды домонгольской поры в зеркале церковного календаря // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2021. № 3. С. 3–21.

Лаушкин А.В. Вокняжения в домонгольском Новгороде: выбор дней // Комплексный подход в изучении Древней Руси. Сборник материалов X Международной конференции. М.: Индрик, 2019. С. 113–114.

Лаушкин А.В. Вход новопоставленного епископа Пахомия в Ростов 28 января 1215 года: выбор дня для торжественной церемонии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Июль–август. Т. 89. С. 49–66.

Лаушкин А.В. К проблеме почитания княгини Ольги и князя Владимира в домонгольское время // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 63. СПб.: Наука, 2014. С. 45–57.

Лаушкин А.В. Перенесение святынь в домонгольской Руси: календарная грань церемоний // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Март–апрель. Вып. 111. С. 11–30.

Лаушкин А.В. Праздничные выходы на войну в домонгольской Руси // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2019. Вып. 1 (75). С. 53–57.

Лаушкин А.В. Устраивали ли триумфы русские князья домонгольского времени? // Российская история. 2022. № 3. С. 3–14.

Лаушкин А.В. Церковный календарь как средство заботы о будущем в домонгольской Руси // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2023. № 4. С. 12–16.

Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Время жить и время умирать: Текстология древнейших русских летописей или княжеская семейная традиция? // Факты и знаки. М.: Языки славянских культур, 2008. Вып. 1. С. 108–121.

Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей в X–XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М.: Индрик, 2006.

Лосева О.В. Жития русских святых в составе древнерусских Прологов XII — первой трети XV веков. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. 466 с.

Лосева О.В. Русские месяцесловы XI–XIV веков. М.: Памятники исторической мысли, 2001. 419 с.

Лукашевич А.А. Отдание // Православная энциклопедия. Т. 53. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2019. С. 486–489.

Лукашевич А.А. Попразднство // Православная энциклопедия. Т. 57. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2020. С. 475– 477.

Лукашевич А.А. Предпразднство // Православная энциклопедия. Т. 58. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2020. С. 64– 66.

Назаренко А.В. Борис и Глеб // Православная энциклопедия. Т. 6. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. С. 44–49.

Пентковский А.М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М.: Издательство Московской патриархии, 2001. 428 с.

Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. 3. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1912. 1683, 271, 13 с.

Скачать в формате PDF

Поступила: 16.03.2024

Дата публикации в журнале: 30.06.2024

Ключевые слова: Древняя Русь; христианская культура; древнерусские церемонии; церковный календарь; церковный устав; темпоральная культура

Доступно в on-line версии с: 26.06.2024

Для цитирования статьи:
Номер 6, 2023