ISSN 0130-0083
En Ru
ISSN 0130-0083
Станция Маньчжурия в начале XX в.: проблемы организации управления на железной дороге

Станция Маньчжурия в начале XX в.: проблемы организации управления на железной дороге

Аннотация

Статья посвящена вопросам организации управления на железнодорожной станции Маньчжурия в начале XX в. Станция находилась на китайской территории в двух километрах от российской границы. Несколько десятилетий здесь преобладало русское население, строились храмы, школы, больницы, действовали две таможни. Управление поселком, который сформировался при станции, осуществлялось администрацией Китайско-Восточной железной дороги. Одновременно с этим в момент окончания строительства железнодорожной соединительной ветви «Китайский разъезд — Маньчжурия» часть функций по управлению станцией взяла на себя Забайкальская железная дорога. В статье на основе материалов Российского государственного исторического архива показано, что совместное управление станцией сразу двумя железными дорогами имело ряд особенностей. Для урегулирования спорных ситуаций администрация железных дорог заключала специальные соглашения. Первое из них было подписано в 1903 г. и предусматривало поступление всех доходов и сборов при эксплуатации пограничного участка дороги от китайской границы до станции Маньчжурия в пользование Забайкальской дороги. Она же должна была нести все расходы по эксплуатации подвижного состава. Эксплуатация станционных сооружений была четко регламентирована: одна часть каменного пассажирского здания, а также территорий вдоль железнодорожной магистрали переходила в ведение Забайкальской дороги, а другая — в ведение Китайской дороги. Расходы по содержанию и ремонту пассажирского здания, других сооружений общего пользования на станции Маньчжурия должны были производиться каждой дорогой в равных частях. Эффективность работы станции во многом зависела от правильной организации системы управления. Одновременное участие в этом процессе представителей сразу двух железнодорожных управлений вызывало отсутствие единства действий в организации перевозок. Казенная Забайкальская железная дорога находилась в зависимости от центральных ведомств. Китайско-Восточная железная дорога, как частная, имела более широкие полномочия. Не добавляло единства и присутствие на станции Маньчжурия коммерческих агентов, нередко преследовавших свои цели в ущерб государственным интересам.

Литература

Баталова Т. И. Проблема дефицита в железнодорожной сети Азиатской России в конце XIX — начале XX в. // Экономическая история Сибири XX века. В 3 ч. Ч. 1 / Отв. ред. Е. В. Демчик. Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2006. С. 153–164.

Богомазов Н.И. «Рельсовый голод» на российских железных дорогах в годы Первой мировой войны и попытки борьбы с ним // Новейшая история России. 2023. Т. 13. № 2. С. 272–290.

Дмитриева Н.В. На пути к КВЖД: финансовая составляющая истории строительства Кайдаловской железнодорожной ветви // Новейшая история России. 2023. Т. 13. № 4. С. 850–874.

Иванов А.А., Кальмина Л.В., Курас Л.В. Забайкальская периферия на переломе эпох (1880–1920-е гг.) / Отв. ред. Б.В. Базаров. Иркутск: Оттиск, 2012. 299 с.

Китайско-Восточная железная дорога / Сост. В.И. Мителенко, Л.М. Ласточкина, И. А. Трунова, Б.Б. Тычинин, И.Я. Утешева. СПб.: «Дескрипта», 2022. 368 с.

Никифорова Н. В. История Забайкальской железной дороги (1887–1934 гг.). Дисс. … кандидата исторических наук. Иркутск: Иркутский государственный университет путей сообщения, 2019. 277 с.

Урбански С. За степным фронтиром: история российско-китайской границы / Пер. с англ. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 480 с..

Ходяков М. В., Чжао Ч. Трудовая миграция китайцев в Россию в годы Первой мировой войны // Новейшая история России. 2017. № 1 (18). С. 7–30.

Статья на сайте ELibrary.ru Скачать в формате PDF

Поступила: 24.12.2022

Дата публикации в журнале: 30.01.2024

Ключевые слова: станция Маньчжурия; Китайско-Восточная железная дорога; Забайкальская железная дорога; Кайдаловская железнодорожная ветвь; Забайкалье; приграничная территория

Доступно в on-line версии с: 30.01.2024

Для цитирования статьи:
Номер 4, 2023